Олег Рябов. КОГИз. Записки на полях эпохи – М.:АСТ: Астрель, 2011. – 446 с.
Сама книга Олега Рябова – символ послевоенного книжного магазина, КОГИза, исчезнувшей сегодня из нашего бытия аббревиатуры. Люди и книги равновелики в своих судьбах, переплетающихся в трагическом и просветленном мире писателя. Издание имеет подзаголовок: «Записки на полях эпохи», состоя из ряда новелл, посвященной и книжникам, и простым смертным. Так и хочется добавить слова Н.Гумилева: «На полях, омоченных в крови», потому что и многие авторы, и коллекционеры, и просто читатели, прошли через страшную эпоху. Автор вспоминает и репрессии, и Вону, и безвестно канувших в один день инвалидов-победителей по всей стране, по распоряжению хозяина, и просто время «застоя», цементирующего умы и по-своему не менее трагичное.
Речь ведется не просто редких и редчайших книгах, но о Книге, являющей символом спасения и даже искупления: «Все время в госпитале… думал и жалел лишь об одном: что так и не прочитал Федора Михайловича Достоевского… Вот кто меня с того света вытащил, а если что случится, так, может, и еще вытащит», – свидетельствует герой одной из новелл Олега Рябова, раскрывающего забытый почти всеми запахи эпохи: «Знаете, как пахнет бедность?.. Бедность пахнет свежевыстиранной, непросохшей и непроглаженной одеждой…», и приметы скудного – почти судного – быта. И обстановку почти барского кабинета советского классика Симонова («…автографы Пикассо и Хемингуэя были не самыми дорогими хозяину, как я понял по их расположению на стенах»). Эту рябовскую черту почти нечеловеческого зрения – через время – отмечает во вступительном слове Захар Прилепин, называя автора «Хранителем древностей, и голосов, и ароматов, и времен». Да, в любых книгах, сохранившихся чудом, благодаря чьим-то безвозмездным стараниям, а тем более в редких и запрещенных, содержался некий аромат индивидуальности, поэзия свободы жила в них наперекор и вопреки всему, Оттого и казались собиратели книг людьми особой породы, жившими на перекрестке с вечностью, обретая еще при жизни вневременные черты. «Сергей Александрович умирал среди своих любимых книг. Он не верил в Бога. Он был продуктом своей эпохи… У выхода из ресторана стоял Сережа – каменный, красивый двадцатилетний… Мне все время хотелось назвать его Андреем, наверное, потому что рыбак Андрей, первый ученик Христа, был так же молод и красив, когда его впервые увидел Спаситель и позвал с собой».
Некоторые выводы Олега Рябова могут показаться парадоксальными: «Ленин задушил буржуазную революцию, чтобы сохранить Великую Российскую империю». Но ведь мы Сами так и не разобрались до сих пор – вышли мы со страниц предначертанного издания, либо верстаем свою собственную российскую историю. Книгочей, книгоноша, библиофил в ней – сегодняшний Гамлет, как пишет Олег Рябов своем лирическом сборнике «Посещение, или Гамлет 2009», описывая пастернаковскую дачу-музей в Переделкино, где есть таинство возвращения и воскрешения любимого поэта:
Он нас не встретил на крыльце,
Не пригласил войти – мы сами
Вошли, подумав, что в конце
Концов он вечно наш! Он с нами…
………………………………………
Вот на тропе подошвы след
Его, а он стал частью речи.
Он на одной со мной земле.
Он рядом. Он увековечен.
И еще одна – ибо выстрадана – мысль задела меня в книге: Москва скупает наши души, оптом и впрок. С большинством героев этого удивительного сборника подобного не произошло, ибо лучшему в себе, подобно нижегородскому классику, они были обязаны книгам.
Презентация книги Олега рябова "КОГИз" состоялась в Санкт-Петербругской Книжной лавке писателя 12 ноября 2011 года.
А.Филимонов - ведущий вечера, О. Рябов - автор.
Отредактировано Алексей Филимонов (2012-01-01 13:19:53)