Вступление
Предваряя данную работу, хочу отметить, что выступая как критик нового литературно-метафизического направления ВнеВизм – VneVizm – я нахожусь в лучшем положении, чем кто-либо из его участников. В том смысле, что не являюсь профессиональным литератором (не состою в союзах) и совсем недавно познакомился с творчеством людей, называющих себя ВнеВистами. Сначала я подумал даже, что это некие словесные эквилибристы, но прочитав всего одну книгу… В дальнейшем мои почти восторженные впечатления оправдались.
Взгляд со стороны – не объективный до конца, но все же отчасти несомненный - вот что может говорить о целостности того или иного явления или его составляющих.
Прошу извинить меня за некоторую сухость письма, скорее привычку, чем данность в некотором роде.
Предопределение
Как известно, согласно Манифесту и Декларации ВнеВвизма, он предопределяет свое раскрытие как В русле традиции, так и Вне –измов и устояшихся направлений. И в этом он поистине всеохватен.
Было бы странным корни того или иного нового знания или в данном случае направления искать только в литературной среде, как желание оттолкнуться от неё или противоречить по тем иным вопросам. Утверждаю, что первоначальный импульс лежит скорее в плоскости религиозной – но не догматической, а напротив, в поиске новых путей обращения к высшей «силе».
Эта сила может выступать и слабостью – неким подвижным, вовлекающим началом, что в данном случае, скорее всего, и происходит.
Поэты
Насколько я понимаю, все авторы зрелые люди и духовно, и творчески, далеко не новички в сложном и опасном плаванье между Сциллой банальности и Харибдой своеволия. А подводные коварные камни интриги, наветов, провокаций литературной среды! А межзвездный дождь неведомой ещё речи, отразившийся в течение…
Рассмотрим вкратце каждого поэта по отдельности. Прошу извинения за то, что далее пользуюсь понятиями отчасти гностическими для обозначения символической устремленности каждого из поэтов.
Что же объединяет столь различных авторов? Наверное, их устремленность к целостному взгляду на мир и бремени ответственности, не декларируемой, но очевидной, в сохранении и развитии речи земной и небесной.
Мои краткословия предельно субъективны и несвободны от схематичности. – главное следует искать в творчестве.
Надеюсь втайне – не сочтите за нескромность – также представить когда-либо и свои творения на суд. Если, конечно, их уместно будет отнести к рассматриваемому течению.
Новый синтез
Еще раз хочу заметить, что, на мой взгляд, творчество поэтов при всем их различии совершенно органично.
Их объединяет стремление к пересотворению «материи», пере-со-творности и новой соборности. Сколько написано о неком единении на земле. Но ни политические, ни художественные веяния так и не в состоянии его предвоплотить.
Возможно, ради этого категории времени должны стянуться, сойтись в одной точке не только из разных эпох, но и из различных временных измерений!
Духовное посвящение – или посещение неких недоступных обычным чувствам мест – вот что объединяет паломничество странников ВнеВизма, совершавшее раздельно, но во имя единой цели: открытия нового пространства внутри шара космоса.
Вправе ли мы говорить о новом лиризме, или он традиционно неизбежен для повторения со времен Эллады? Но ведь лиризм может быть вынесен в иное, человестническое*) измерение, если не пребывает там изначально, как персонифицированные сущности древних богов. Но об этом судить скорее читателю. Напомню, все авторы – петербуржцы со всей приписываемой этому городу полуледниковой страстностью.
Куда дальше?
Этого, конечно, не знают авторы. Заклинать будущее – худший способ его постигнуть. Оно может трансформироваться в нечто совершенно иное. Я не говорю уже о том, что люди могут работать и в иных жанрах, применив опыт ВнеВизма в пространстве иных соответствий звуков и смыслов.
Жизнь духа неисповедима. Вдруг – они больше никогда уже не соберутся вместе даже на виртуальных страницах, взыскуя музыку приотворённости?
Во всяком случае, покой хаоса в современной словесности нарушен, и цепная реакция новой кристаллизации неизбежна.
Отпущение
Собственно «греховность» тех или иных дерзаний вещь знакомая, так же как подлинная или мнимая расплата за неё (вспомним известного великана Прометея, подарившего огонь слова смертным и неблагодарным людям, и его проблемы с печенью). Но ту проблема дерзаний и исканий лежит и в чисто филологической области. Не слишком ли много условностей сковывают традиционный силлабо-тонический стих? Как в области формы, так и диалога с уже накопленным и постоянно возвращаемым, а также предвосхищаемым и цитируемым для нового синтеза и круговорота по спирали?
Условность – «договоренность» с традицией – залог и центростремительного рывка, – так узкие гранитные берега ускоряют течение новых волн.
Сегодня смыкается метафизическую цепь прежних течений и стремглав восходит к новым измерениям Логоса, несущего воды жизни вверх, но не вниз: во Вне-В-Изм…
_____________________________________________________________________________
*) человестник – человек-ангел, – неологизм
Викентий Зимнев
ВНЕВИЗМ
акростих
В этом течении
Новое знание,
Если приблизишь ты
Время дерзания,
Или восшествие
Знаменья вечности -
Мужество странника...
Петрополь
14 декабря 2007 г.
____________________________________________________________________________
Викентий Зимнев (р. 1971) – писатель и философ. Автор работ о русской и мировой метафизике, романа «Весы зазеркалья» и книг стихотворений «Прозрачность листа» и «Немая латунь».
Отредактировано Викентий Зимнев (2011-07-10 22:31:12)