ВНЕВИЗМ Новое литературно-философское направление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ВНЕВИЗМ Новое литературно-философское направление » Критика » Пересотворение вечности. ВнеВизм: синтез и неразгаданность.


Пересотворение вечности. ВнеВизм: синтез и неразгаданность.

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

Вступление

Предваряя данную работу, хочу отметить, что выступая как критик нового литературно-метафизического направления ВнеВизм – VneVizm – я нахожусь в лучшем положении, чем кто-либо из его участников. В том смысле, что не являюсь профессиональным литератором (не состою в союзах) и совсем недавно познакомился с творчеством людей, называющих себя ВнеВистами. Сначала я подумал даже, что это некие словесные эквилибристы, но прочитав всего одну книгу… В дальнейшем мои почти восторженные впечатления оправдались.
Взгляд со стороны – не объективный до конца, но все же отчасти несомненный - вот что может говорить о целостности того или иного явления или его составляющих.
Прошу извинить меня за некоторую сухость письма, скорее привычку, чем данность в некотором роде.

Предопределение

Как известно, согласно Манифесту и Декларации ВнеВвизма, он предопределяет свое раскрытие как В русле традиции, так и Вне –измов и устояшихся направлений. И в этом он поистине всеохватен.
Было бы странным корни того или иного нового знания или в данном случае направления искать только в литературной среде, как желание оттолкнуться от неё или противоречить по тем иным вопросам. Утверждаю, что первоначальный импульс лежит скорее в плоскости религиозной – но не догматической, а напротив, в поиске новых путей обращения к высшей «силе».
Эта сила может выступать и слабостью – неким подвижным, вовлекающим началом, что в данном случае, скорее всего, и происходит.

Поэты

Насколько я понимаю, все авторы зрелые люди и духовно, и творчески, далеко не новички в сложном и опасном плаванье между Сциллой банальности и Харибдой своеволия. А подводные коварные камни интриги, наветов, провокаций литературной среды! А межзвездный дождь неведомой ещё речи, отразившийся в течение…
Рассмотрим вкратце каждого поэта по отдельности. Прошу извинения за то, что далее пользуюсь понятиями отчасти гностическими для обозначения символической устремленности каждого из поэтов.
Что же объединяет столь различных авторов? Наверное, их устремленность к целостному взгляду на мир и бремени ответственности, не декларируемой, но очевидной, в сохранении и развитии речи земной и небесной.
Мои краткословия предельно субъективны и несвободны от схематичности. – главное следует искать в творчестве.
Надеюсь втайне – не сочтите за нескромность – также представить когда-либо и свои творения на суд. Если, конечно, их уместно будет отнести к рассматриваемому течению.

Новый синтез

Еще раз хочу заметить, что, на мой взгляд, творчество поэтов при всем их различии совершенно органично.
Их объединяет стремление к пересотворению «материи», пере-со-творности и новой соборности. Сколько написано о неком единении на земле. Но ни политические, ни художественные веяния так и не в состоянии его предвоплотить.
Возможно, ради этого категории времени должны стянуться, сойтись в одной точке не только из разных эпох, но и из различных временных измерений!
Духовное посвящение – или посещение неких недоступных обычным чувствам мест – вот что объединяет паломничество странников ВнеВизма, совершавшее раздельно, но во имя единой цели: открытия нового пространства внутри шара космоса.
Вправе ли мы говорить о новом лиризме, или он традиционно неизбежен для повторения со времен Эллады? Но ведь лиризм может быть вынесен в иное, человестническое*) измерение, если не пребывает там изначально, как персонифицированные сущности древних богов. Но об этом судить скорее читателю. Напомню, все авторы – петербуржцы со всей приписываемой этому городу полуледниковой страстностью.

Куда дальше?

Этого, конечно, не знают авторы. Заклинать будущее – худший способ его постигнуть. Оно может трансформироваться в нечто совершенно иное. Я не говорю уже о том, что люди могут работать и в иных жанрах, применив опыт ВнеВизма в пространстве иных соответствий звуков и смыслов.
Жизнь духа неисповедима. Вдруг – они больше никогда уже не соберутся вместе даже на виртуальных страницах, взыскуя музыку приотворённости?
Во всяком случае, покой хаоса в современной словесности нарушен, и цепная реакция новой кристаллизации неизбежна.

Отпущение

Собственно «греховность» тех или иных дерзаний вещь знакомая, так же как подлинная или мнимая расплата за неё (вспомним известного великана Прометея, подарившего огонь слова смертным и неблагодарным людям, и его проблемы с печенью). Но ту проблема дерзаний и исканий лежит и в чисто филологической области. Не слишком ли много условностей сковывают традиционный силлабо-тонический стих? Как в области формы, так и диалога с  уже накопленным и постоянно возвращаемым, а также предвосхищаемым и цитируемым для нового синтеза и круговорота по спирали?
Условность – «договоренность» с традицией – залог и центростремительного рывка, – так узкие гранитные берега ускоряют течение новых волн.
Сегодня смыкается метафизическую цепь прежних течений и стремглав восходит к новым измерениям Логоса, несущего воды жизни вверх, но не вниз: во Вне-В-Изм…

_____________________________________________________________________________
*) человестник – человек-ангел, – неологизм

Викентий Зимнев

ВНЕВИЗМ
акростих

В этом течении
Новое знание,
Если приблизишь ты
Время дерзания,
Или восшествие
Знаменья вечности -
Мужество странника...

Петрополь

14 декабря 2007 г.

____________________________________________________________________________

Викентий Зимнев (р. 1971) – писатель и философ. Автор работ о русской и мировой метафизике, романа «Весы зазеркалья» и книг стихотворений «Прозрачность листа» и «Немая латунь».

Отредактировано Викентий Зимнев (2011-07-10 22:31:12)

2

Викентий Зимнев,

А вот вы как-то ничего не сказали о читателях... А почему? Во Внетечении участвуют только поэты? Или писатели? А как же читатели...
А где можно прочитать ваш роман "Весы зазеркалья"? Интересно, а что можно уравновесить в Зазеркалье?
Я вот никак не поэт, и не писатель. Даже не знаю куда себя отнести.... :dontknow: Я Путник, бредущий в полутьме на огонек Света, мерцающий вдали...

Отредактировано Светлана Большакова (2011-07-15 01:50:24)

3

Никакого равенства между этим миром и пространством зазеркалья нет и быть может. Люди - импульсы, посланники оттуда с идеей, которую они так или иначе передают и развивают, но часто это невозможно сделать, потому что весть передать просто некому - отвечаю сразу на два ваших вопроса.
Поэт и писатель - земные категории, они являются частицами света, импульсами, суть в том чтобы передавать его и видеть отбески пламени с той стороны амальгами, точнее, чувствовать его...
Роман мой пока не проявлен в этом измерении, говорю мой - потому что все-таки допустил некоторую его правку в своем сознании, адаптируя для земного читателя.  :writing:

Отредактировано Викентий Зимнев (2011-07-15 08:01:49)

4

Викентий , значит вы хотите сказать, что внимательного, вдумчивого, думающего и мыслящего читателя не осталось?

Равенства быть не может - да! Но может быть взаимодействие, может быть зеркальный образ, отражение или отблески того, другого Мира, который существует независимо чувствуем мы его или нет.
Эх, было бы интересно прочитать ваш роман, с таким интригующим названием... 8-)

5

Викентий , я перевожу книгу, вот мне попалось такое суждение автора, что разум наш, обусловленный и поддерживаемый культурными предпосылками, т.е., общепринятой Культурой, воспринимает мир, как проецируемую модель или как представление, при котором каждый феномен связан с эквивалентной интеллектуальной концепцией. И получается, что человек использует рациональные понятия феномена, тогда как они имеют слабую связь с самим феноменом, с его истинностью. Таким образом видим мы не глазами, а мозгом, видим то, что диктует нам наше "скованное", детерминированное мышление (помните те самые Боги, управляющие судьбой человека, здесь мне видится прямая связь между этими понятиями). Поэтому, в связи с вашим романом и тем, что вы все таки допустили правку его в вашем сознании, у меня к вам вопрос:

Как найти Выход из этого Плена, как выйти из опеки Богов, управляющих судьбой человека? Как научиться, или может быть изменить свое мышление, чтобы хотя бы осознать, что Выход этот есть и его следует искать?

6

Судьбой человека никто не управляет - в таком случае, вы можете прочесть астральную проекцию моего проведения в ином измерении, не оскверненную, так сказать, культурными комплексами и нашим дегенеративным веком.
Я сам вечерами закрываю глаза и наслаждаюсь ненаписанными страницами - разве это плохо? Не униженные издателями, редакторами, просто материей, и простите, читателями, питающимися не только пищевыми суррогатами.
То, что боги "одряхлели" - совершенно очевидно, мало того, что они не справляются с лицемерной паствой, так еще скандалят между собой на право обладания биороботами сиречь человеками.
Отблески - они везде и повсюду - можете читать то, что написано тенями на солнечных бликах или всматриваться синеву и видеть за ней расцветание укоризны толпящимся у входа в барак - рай или ад - людишкам...  :jumping:

7

Викентий, вы говорите, что мышление человека оскверняется  "культурными комплексами", очевидно, подразумевая общество с его устоявшимися взглядами, тогда может быть человеку достаточно удалиться от такого общества, к примеру, став отшельником? :glasses:

8

Нет, важно уединение - а его можно обрести и среди людей и где-то в лесу, наедине с Природой. Все равно никуда не уйти от бремени белого человека, как писал Киплинг. От личной ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Нет снятия вины - человек обращается к богам за помилованием, а получает поддержку, простите, которая сродни крышеванию криминальных авторитетов в защите от гопников.
Боюсь похерить санитарные нормы вашего сайта, тем не менее не могу не произнести такую заразу - или лекарство от зомбирования кадилами, посохами, тоннами мощей и пр.

ОСВОБОДИСЬ

Общий барак -
ад или рай,
ты не дурак,
так выбирай.

Дурят попы
тысячи лет,
зная тропы
истинный свет.

Только рабам
не перейти
в сон, где звезда -
пламя в пути.

В чуждое племя
черным жрецам
Белое время
я не отдам.

9

Однако,Викентий, вы не так просты, как показалось. Я хотела, по наивности. поймать вас в ловушку, но вы ускользнули, как вода сквозь пальцы!

Викентий Зимнев написал(а):

Только рабам
не перейти
в сон, где звезда -
пламя в пути.

Очень верные строки! Спасибо!
Хотела еще спросить, где писал о таком Киплинг? :flag:

10

БРЕМЯ БЕЛЫХ

Несите бремя белых, -
И лучших сыновей
На тяжкий труд пошлите
За тридевять морей
На службу к покоренным
Угрюмым племенам,
На службу к полудетям,
А может быть - чертям!

Несите бремя белых, -
Сумейте все стерпеть,
Сумейте даже гордость
И стыд преодолеть.
Предайте твердость камня
Всем сказанным словам,
Отдайте им все то, что
Служило б с пользой вам.

..........................................
Несите бремя белых, -
И пусть никто не ждет
и лавров, ни награды,
Но знайте, день придет -
От равных вам дождетесь
Вы мудрого суда,
И равнодушно взвесит
Он подвиг ваш тогда.

Пер. М.Формана

Как можно ускользнуть находясь вне? Если бы направление было только здесь я бы посчистал это очередной ерундой...

Отредактировано Викентий Зимнев (2011-07-16 20:36:15)

11

Викентий ,

ХРИСТОС НА МАСЛИЧНОЙ ГОРЕ*

Бог умер! Высь пуста...
                         Рыдайте, дети! Вы осиротели.**
                                                     Жан-Поль

  I

Когда затосковал господь и, как поэт,
К деревьям вековым воздел худые руки,
Казалось - заодно и недруги, и други,
И ни одна душа не дрогнула в ответ,

А те немногие, кому хранить завет,
Кто предвкушал уже грядущие заслуги,
Во сне предательском лежали, как в недуге.***
И обернулся он и крикнул: "Бога нет!"

Все спали. "Истина, которой вы не ждали?
Коснулся неба я, достиг заветной дали
И навзничь падаю, сраженный наповал.

О бездна, бездна там! Обещанное - ложно!
Отвержен жертвенник и жертва безнадежна...
Нет бога! Нет его." Но сон торжествовал.

                   II

Стенал он: "Все мертво! Измерил я впервые
Те млечные пути неведомо куда;
Как жизнь, я проникал в пучины мировые,
Где стыл за мной песок и пенилась вода.

Везде лишь соль пустынь да волны клонят выи
И в гибельную мглу уходят без следа,
Несет дыханье тьмы светила кочевые,
Но дух не обитал нигде и никогда.

Я ждал, что божий взор навстречу прояснится,
Но встретила меня лишь мертвая глазница
Где набухала ночь, бездонна и темна, -

Воронка хаоса, зловещие ворота,
За смутной радугой спираль водоворота,
В который втянуты Миры и Времена!

                   III

Неумолимый Рок, бесстрастный сборщик дани,
Страж неизбежности в пылу слепой игры!
От поступи твоей бледнеет мирозданье
И втаптываешь в лед ты звездные костры.

Что безотчетнее тебя и первозданней!
Что слитки солнц тебе! Пустячней мишуры...
Но занесешь ли ты бессмертное дыханье
Из обреченного в рожденные миры?..

Отец мой, жив ли ты в отчаявшемся сыне?
Восторжествуешь ли над смертью, чтобы жить?
И ангел тьмы тебя не сможет сокрушить?

Готов ты выстоять и выстоишь ли ныне?
Мой жребий падает, и тяжек его гнет -
Ведь если я умру, то все тогда умрет!"

                  IV

Все обреченнее, все глуше и слабее
Звучала исповедь отверженной души.
И смолк он и к тому взмолился, кто в тиши
Единственный не спал под небом Иудеи.

"Иуда! - крикнул он, собою не владея.-
Ты знаешь цену мне и знают торгаши,
Так не раздумывай и дело пореши,
Ведь наделен же ты решимостью зладея!"

Но брел Иуда прочь, пока хватило сил,
В душе досадуя, что мало запросил,
То с угрызеньями борясь, то с опасеньем.

И лишь один Пилат к молениям в саду
Проникся жалостью и, бросив на ходу:
"Связать безумного!" - вернулся к донесеньям.

                  V

Безумный, он познал безумья высоту...
Кровь Фаэтона**** в нем от молнии вскипела
И снова Аттису вернула жизнь Кибела*****,
И взмыл живой Икар, воскресший на лету!

Авгур****** над жертвенником тужился в поту -
И, кровь бесценную цедя, земля пьянела...
Ось мира сдвинулась, Олимп оцепенело
Помедлил и н миг качнулся в пустоту.

И Кесарь вопрошал Юпитера-Аммона*******
"Кто этот новый бог,- взывал он потрясенно,-
И бог ли он, ответь, не демон ли грядет?"

Уста оракула не унимали страха -
И тайну прояснить сумел бы только тот,
Кому обязаны душою дети праха.

  Жерар де Нерваль 1854

*Елеонская гора в Гефсиманском саду, где Христос молился Господу ("Отче! о если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! - Лк., 22, 42), перед тем как был предан Иудой.
**Эпиграф представляет собой перифраз из фрагмента немецкого писателя Жан-Поля (1763-1825) "Речь мертвого Христа с вершигы Мироздания о том, что Бога нет", включенного в его роман "Зибенкэз" (1797).
***Имеются в виду ученики Христа, которые сопровождали его в Гефсиманию и которых он просил: "душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною". "И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?" (Мф., 26, 38-40)
****Сын бога Гелиоса, взявший управлять колесницей отца и слишком приблизившейся к Земле, так что она начала гореть; тогда Зевс испепелил Фаэтона молнией.
*****Аттис - прекрасный юноша-пастух, возлюбленный богини Кибелы и воскрешенный богами по ее просьбе; в Малой Азии почитался как божество умирающей и воскресающей природы.
******Авгур - жрец, гадавший по полету птиц и внутренностям жертвенных животных.
*******Аммон - египетский бог Солнца; греки отождествляли Аммона с Зевсом (римляне - с Юпитером).

12

Типичный пример христиаснкого мифа - всегда расходящегося с церковными доктринами.
Боже, ты оставил меня - вопиет человек на христе, а как может быть иначе? Ведь отец - бог всего народа дьявол, он узрел это...
Но это поверхностное прочтение стихотворение, суть в последних его строках, гениальное безумие распятого - и поэта обращено к богам и цесарям прошлого и будущего.

13

Викентий, "Освободись" и "Время белых" меня потрясли. Моя авторская тема на данном форуме называется "Я из тех, кто не заботится о душе". Я вижу освобождение и свободу не в том, чтобы "заботиться" о душе с помощью религий, как это принято в современном обществе. За что была, конечно, сильно покритикована Павлом Точкой:
На мой взгляд, Милада Кондратьева слишком смело озаглавила свои стихи «Я не из тех, кто думает о душе». Поэтому... сами собой родились следующие строчки:                           

             Я не из тех!

Я не из тех, кто думает о рае!
Я не из тех, кто носит всё в себе!
Мне наплевать на душу и на небо!
Я не из тех, кто думает…
                                     Вообще.
***
Но эти два стихотворения, опубликованные вами, просто и коротко описали всё, что я чувствую и знаю. Спасибо вам.

14

Милада, мне кажется что Павел буквально понял Вашего лирического героя, героиню, вступив с ним в диалог...

15

Алексей, спасибо большое за разъяснения. Только диалог у Павла какой-то странный получается: вынуждает меня оправдываться. Что он за судья?

16

Милада, у Вас с Павлом разные миры, системы координат, разные эстетические ценности, поэтому и диалог не получился; нет пересечения в пространствах...

17

Вот с этим соглашусь абсолютно.

18

Иногда везёт и умным.  "А люди требуют от Бога и понимания, и слёз, оплакивать их путь убогий как будто призван здесь Христос"( А.Филимонов).


Вы здесь » ВНЕВИЗМ Новое литературно-философское направление » Критика » Пересотворение вечности. ВнеВизм: синтез и неразгаданность.