Юлия Реутова о чтении "Петербургской комедии"
06 апреля 2017 г. в Санкт-Петербургском Доме Писателя, в рамках заседания секции критики, прозаик, публицист, литературный критик, тонкий и внимательный набоковед и самый философски загадочный поэт современности Алексей Филимонов читал свою новую поэму, над которой он в настоящее время работает. Поэма называется «Петербургская комедия». Примечательная особенность данного произведения в том, что она написана терцинами и представляет собой художественно-эстетический диалог с Данте Алигьери, Владимиром Набоковым, поэтами Золотого и Серебряного века. Герои поэмы – поэты, исторические лица, арка Генерального штаба, картины, мосты, кинематограф, соседи по коммуналке, Нева, памятники, амальгамы…
Вот 13-строчный сердцет под названием «Жанр воскрешения», в котором Алексей Филимонов сам наиболее точно раскрывает жанр своей комедии:

«Виденья или видения жанр,
Где прогорают пепел и зола,
И остаётся вечности нектар

В граалях звёзд, когда изнемогла
Заря вечерняя, сменяясь чистотой
Алмазных сфер, стираемых дотла, -

Вот жанр моей комедии простой, -
О синеву заоблачную, там
Цепная передача: немотой

Отмечен ход, доверено богам
Следить за воплощением терцин,
Проводнику диктуют по слогам

Восстановление былых руин».

Таким образом, Алексей Филимонов, являясь проводником воли богов, воскрешает для нас посредством терцин извечные, бессмертные образы.
Не менее интересным было и обсуждение прочитанного. Я давно уже привыкла, что любая дискуссия в писательской среде носит высокохудожественный характер и также может считаться художественным произведением.
К примеру, при обсуждении сердцетов прозвучала интересная реплика: разве писатель гений, чтобы создавать новые слова? На что Алексей Филимонов ответил: «Почему бы и нет»? Действительно, кому же заниматься словообразованием – в высоком смысле этого слова – как не писателям – людям, которым ближе всего живой язык, которые живут словом.
Затем было высказано мнение, что некоторые слова, изобретённые Алексеем Филимоновым, – некрасивы, «не звучат», «раздражают слух», а само слово «сердцеты» труднопроизносимо.
Алексей Филимонов подчеркнул, что классического русского языка давно уже не существует, он же занимается словообразованием в рамках нового художественного направления, под названием «вневизм», которое создал и развивает с 2007 года. На мой взгляд, вновь образованные слова Алексея Филимонова высококультурны и эстетичны, и их нельзя сравнивать со словами образованным от английских слов, произносимых в русском звучании (например, со словом «трушно», образованным от английского «true», которое звучит не очень приятно).
В зале прозвучало слово «снобизм». Мне сразу на ум пришёл Владимир Набоков. А Алексей Филимонов замечательно ответил: «Наши философы и мыслители боятся быть непонятными, поэтому у нас нет собственных философских систем». Согласна. Чтобы создать собственную культурное течение, нужна невероятная смелость. Нужно быть до конца «за» или «против» чего-то. Это тот самый вопрос, над котором мучился Пер Гюнт – нужно быть собой до конца. А на это мало, кто решается. По-моему, жить в замке из слоновой кости – одно из лучших состояний, которое может случиться с творческим человеком. А, кроме того, «быть великим – значит создать направление», как сказал Ницше.
Владимир Лобачёв напомнил присутствующим, что Владимир Маяковский очень уважал людей, способных изобрести новое слово, и даже дарил за каждое новое слово по три рубля. Он также коллекционировал газеты с опечатками. В общем, уделял большое внимание процессу словообразования. По словам Владимира Лобачёва, в поэме слышится влияние Пушкина, Толстого, Блока, и заметно, что автор живёт в пространстве русской литературы и восхищается ей.
Ведущий заседания писатель, и художник Александр Медведев высказал очень хорошую мысль, что нужно издать сборник стихов Алексея Филимонова с авторскими комментариями, с чем я полностью согласна. Я помню, как важны и необходимы были сноски в статье Алексея «Арлекины Булгакова и Набокова», которую читала, затаив дыхание, и всё время возвращалась к прочитанному, чтобы увидеть все аллюзии, найти все литературные параллели и секреты в тексте. Без комментариев текст «Арлекинов» был бы интересен некоторой оставшейся недосказанностью, с комментариями он прекрасен своей чёткой ясностью. Так что я «за» интеллектуальные стихи с комментариями!
В своём выступлении я призналась в убеждении, что слушать произведения в исполнении автора - особое таинство. Я не могу критиковать автора, творчество которого высоко ценю, могу только поблагодарить его за его удивительный дар.
В настоящее время поэма Алексея Филимонова «Петербургская комедия» находится в работе. Автор поделился своими планами: ожидаются главы об арлекинах, о христианстве, о буддизме и ещё многом другом.

Юлия Реутова - прозаик, драматург
Санкт-Петербург