Алексей Филимонов

ИСТИХАЗМ* ВЕЧНОСТИ.
Вневизм как предтеча видеослова.

В начале прошлого столетия лучшие поэты были теоретиками и представителями литературных направлений: символизма, акмеизма, кубо- и эгофутуризма, имажинизма, кларизма и так далее. Литературная и философская мысль играли непосредственную роль в развитии художественных идей, даже если поэты декларировали их отсутствие в своём творчестве. Сегодня литературное направление вневизм продолжают традицию Серебряного века, ощущая его как нечто живое, а не то, что надо поставить на полку истории, как, увы, полагают многие сегодняшние поэты, потомки шариковых («Не с того ль так чадит мертвячиной / Над пропащею этой гульбой», С. Есенин), счастливо изобретающие даже не велосипед, а самокат, и далёкие от богатейшего наследия и неспособные к диалогу с культурой. Что же нового вневизм, отметивший своё десятилетие, пройдя от ещё нечеткого замысла и манифеста до открытого диалога со многим областями знаний, вносит в вечно обновляющуюся традицию?
Столетие даты двух разрушительных революций заставляет задуматься, а что же всё-таки могло уцелеть за эти испепеляющие годы, понимаем ли мы вообще поэтов Серебряного века, способны ли к диалогу с ним, не говоря уже о его продолжении? Вневизм призван наладить утерянный культурный диалог, но не механически, в виде утопической разнарядки («мы с Серебряным веком одно целое»), а прежде всего через понимание того, что навек утрачено и в поэзию вряд ли возвратится. Вслушиваться в ритм эпохи столетней давности, различать детали, почувствовать красоты пыльцы на крыльях его бабочки – цель вполне достижимая при работе, прежде всего, над самим собой.
Язык символов, язык символизма – одно из главных достижений Серебряного века, доступный подлинным символистам, и не профанированный кучей эпигонов. Перенос его из сакрального в массовое губителен. Язык вневизма – задача из задач, это «стилестница» (термин автора статьи) вкуса, не отрицающая ни прозаизмов, ни новых слов. Музыка, ритм, интонация, приотворяют иные времена, воскрешая прошедшее и устремляя в творимое уже сейчас будущее. В этом смысле показателен жанр поэтического видеоселфи, открытый мной в Александринском парке, говорю «открытый» с огромной долей условности, потому что поэзия докнижного, допечатного периода именно такой и была – медитативной, обращавшейся в тишине к условному слушателю или высшему началу. Камера мобильного телефона дала новую жизнь этому условно допотопному жанру, видеозапись длится от тридцати секунд до минуты, когда я произношу на камеру сочиняемое за мгновение стихотворное произведение и выкладываю его в интернет. Поразительно, что внешний, случайный мир, попадая в кадр, также оказывается соучастником драматического сжатого искусства. Крики вороны, разговор случных прохожих, след от самолёта вовлечены в это вневременное и в то же время в очень конкретное действие. Здесь также есть место новым словам, рождающимся из ниоткуда (см. раздел «Внезантия» и видеоселфи в данном разделе).
ПОЭТИЧЕСКИЕ ВИДЕОИМПРОВИЗАЦИИ

Три взгляда здесь: я, Бог и вне, 
А камера? Она во сне, 
Над голограммой бытия, 
Следит за духом как змея. 
А тот – вне слов – неуловим.
Слова его – сладчайший дым.

15 июля 2017 г.

Кто же лирический герой такого произведения, получающегося более сжатым и герметичным, чем обычное стихотворение, где у нас есть хотя бы дополнительные мгновения? Сознание готовится к метафизическому прыжку, будучи на пределе «крайствования» (М. Хайдеггер), ища собеседника и в то же время подыскивая самые верные слова. Кружение вокруг приходящего слова, в буквальном смысле, приотворяет новые просторы. Лирический персонаж или автор – некий Крайничий, разглядывающий на миг в иное измерение, принося его сюда. Так, молодой ёжик на тропинке, попадающий в кадр, не только случайный персонаж, но и актёр, играющий самого себя. Детализация и символизм – два качества поэтического видеоселфи , в этом смысле оно совмещает пристальность к деталям акмеизма и футуризма и осознание безграничности мышления поэтами-символистами.
Новая «сумма идей», как писал Пушкин, необходимая поэзии, и не только ей, любому виду искусств, гуманитарной мысли, науке в целом, она открывает новые рубежи и возлагает на пишущего или произносящего слово новую ответственность. «Филотеософия» – гипотетическая пока область знаний, синтез филологии, философии и теологии, где через озарение и глубокую фундаментальную базу знаний приходит новое видение. Только равнодушный к жизни не видит сегодня перемен, происходящих в мире, нового предчувствия апокалипсиса в ответ на карнавальный и управляемый людьми «апокалипсис» постмодерна.
Предлагаю несколько видеоселфи из более чем 700, переложенных на бумагу (их можно найти в Ютубе), говорю не об их экспериментальной стороне и не о том, что они «другие», а прежде всего подчёркиваю возможность существования поэзии в иных жанрах, возможность которых приносит цифровая эпоха, новый технологический скачок, как и прежние подобные, крайне болезненный для человечества, однако напоминающий нам о том, что поэт не только певучий тростник, но и мыслитель, сознающий тёмные и светлые стороны бытия и остающийся на стороне света, он – творец и воплотитель мечты о мировой гармонии, «стихозяин» бессмертия. Вневистианство, открывающее всё новые грани творчества и возможности поиска доселе неведомого, говорит о традиции как вечном обновлении Жизни.

Поэтические видеоселфи – стихотворные импровизации на камеру.

СОЧИНЯЮ СТИХИ НА ПРИРОДЕ

Пишу стихи, и в тишине
Недавно ясно стало мне,
Стихи зовут меня, любя.
Кого? Быть может не меня.

Быть может тех, кто вне и там,
Кто жизнью с бездной пополам.

Но что же стих? Я не скажу,
Я спрашиваюсь, ворожу,
Записываю, и томясь,
Я чувствую... Но с кем же – связь,

И с чем? Неведомо пока.
Стихи мои как облака,
Они недвижны, но плывут,
Зовут, и Богу предстают.

10 июля 2017 г.
Александринский парк

***

Чьё имя - Апоколесничий?*
Кто Апокалиписа нить
В сплетенье судеб и наитий
Пытается сейчас внедрить?

Кто дышит бездной и духами,
Которых вам не обороть?
И каждый станет словно пьяный,
Попросит снова эту ночь,

Чтоб всё преобразилось тайно
В огне великих пирамид.
Возничий явлен не случайно,
В нём Апокалипсиса вид.

* Возница и лесничий Апокалипсиса.

12 февраля 2018 г.

***

Вот мы с Пушкиным вдвоём
Вместе,
Видно Пушкин на своем
Месте.

А мне кажется, другой
Где-то,
Пушкин есть, но ни ногой
В Лету, –

Я за ним бы не шагал
Быстро.
Пушкин, рядом ведь вокзал...
Чисто,

Нет его и духа нет
Тоже.
Кто же есть? А он в ответ:
– Боже!

16 июля
метро Пушкинская

***

В неравномерности событий
Есть растревоженные сны.
Душа, предвестница событий,
Откроется нам со стороны.
Проходят люди на перроне,
И ждут они экспресса вне,
А вдруг их вечность не догонит?
Опередят её вполне.
И будет поезд независим
От рельсов, токов, а душа
Повиснет средь конкретных чисел,
Былое в бездне вороша.

Выходя из электрички метро.
23 августа

***

Ритмам Китая,
Его интонации
Вечно внимаю,
Но как разобраться мне

В смыслах, оттенках
И чуде подлунном?
Так незаметно
Китай стал мне другом.

Напоминаю,
Что вечностью бездонна,
Напоминает,
Что око бессонно,

Кто-то взирает,
И чёт или нечет,
Инь или янь,
Или утро и вечер -

Всё равновесно,
Гармонии тайна,
Ты бестелесна,
Идея Китая.

21 июля 2017

***

Вневистиаль, вневистиоль,
Долой  печаль, отринув боль,
Мы видим ноль, мы видим даль
И вот вневизм, но где же? С нами,

Мы опрокинутые снами,
Иль опрокинут мир давно,
Переменить хотим стихами
И закрепить вон то вино

На небесах, отринув вечность,
А все стремятся вечно быть.
Вневизм – другая бесконечность,
И здесь, теперь, и с ним нам плыть.

7 ноября 2017

***

Эфира волны изумрудны,
Вот почему волнуют глаз
И этот мостик изумрудный,
И день, творимый про запас,

И люди, что идут поспешно,
Куда-то, где глядят глаза
За ад невидимый, кромешный,
Там рай, куда ступить нельзя.

И зелень трав на сходе лета,
Когда декабрь уже подступил,
Мне говорит, стучись, там где-то
Полёт нерукотворных крыл.

27 ноября 2017

***

На хвосте вертолета – крест,
Пролетел над болотом – шест,

Балансируя, чтоб не пасть,
В эту черную полугрязь,

Полусмысл обретя в сквозном
Протыкании дна перстом,

И крестом выходя за грань.
Где распятая Тьмутаракань,

Веротолетик блестит в ночи,
Словно ангел не спит – прочти

То, что пишет он огоньком,
Словно дышат о ниоком.

14 июля

***

Вот опять не вышло селфи:
Кнопку "запись" не нажал.
Для кого я ролик делал?
Для извечных звёздных жал?

И слова и рифмы сразу
Вознеслись на небеса, –
Не записаны в экстазе,
Где цвели мои глаза,

Ради бездны, смысла ради,
Ради будущих племён.
Там надёжней, чем в тетради, –
Рифмам внемлет небосклон.

6 ноября 2017 г.
метро

***

Разрушенной цивилизации
Обломки выстроили в ряд
Потомки псевдовакцинации.
Нам только тени говорят

О том, что было и пропало,
И никогда уж не вернуть.
Снкт-Петербург! Твой ангел алый
В бездонность завершает путь.

И город станет укоризной,
Простым гербом на синеве.
Что делать! Мы осколки жизни,
Почти потопленный в Неве.

14 июля 2017

***

Роящийся эфир,
Невидимый, – однажды
Откроет целый мир,
Сквозной, многоэтажный.

По щучьему веле...
Предстанет то, что было,
И то, что ты во сне
Искал самолюбиво.

Так что же там и где?
Когда и почему же?
Всё скрыто на воде
И в каплях темной лужи,

Готовой индеветь,
Покрыться зеркалами,
И треснуть, – кто, ответь,
Эфирен меж словами?

И что там, за и вне,
Лежит в предубежденье?
Не знаю. В тишине
Вдруг отворилось зренье.

14 июля 2017 г.

***

Есть в сумерках томительных крупицы,
А в них успокоенье, может быть,
Сияньем поглощённые страницы,
И лица здесь иль там, кому открыть

Сие наитье, просверк чрезвычайный,
И дымы опрокинуты вовне,
И всё, что мнилось, пресекалось тайной,
Реальностью предстало в полусне

За этим сумерки нисходят час за часом –
Нет, не мгновенье, – лишь приотворив
Ту глубину, в которой мы прекрасны,
И не напрасно повторим мотив.

6 февраля 2018

Страница поэтических видеоимпровизаций на Ютубе:
https://www.youtube.com/channel/UCUeLOR … GL1KfGXhg/

ИСТИХАЗМ*

Грааль остекленён на треть
Исповедальностью эфира,
Вторая часть - сомненья смерть,
А третья - синева сапфира.

В его гранёных этажах
Предвоплощается безбрежье,
Скажи, ты знал, что бездны прах
В вино добавлен мелоснежья?**

Закатный кубок тишины,
Подобьем трещины - комета,
В объятья посылает сны,
Переливаясь до рассвета

Чрез край скупого бытия,
И надпись на алмазе чаши
Гласит: "Везде судьба моя,
И здесь, и вне, где песни наши".

Кто заповедует глоток?
Вина сквозные переливы
Вдруг указуют на исток
Среди кристаллов звёздной нивы.

*Исихазм стиха, истинность в неизреченности.
** Мелоснежнежье, мелоснежность - от слова мелос, снег и нежность, белизна логоса, манны.

20 ноября 2014 г