Режиссер Ольга Чекалина сняла документальный фильм "Владимир Набоков. Русские корни" (2010), куда вошли уникальные кадры исторических архивов, рассказ Дмитрия Набокова о его уникальном отце, материалы Дома-музея В.Набокова в Петербурге и взгляд на его многогранное творчество современных специалистов: http://www.tvkultura.ru/news.html?id=890288
И всё таки, всё таки в Рождествено Память о Владимире Набокове и России тех лет, России, которую мы потеряли - не оживает, как часто говорят, а именно Живёт, она поселилась там Навечно. Её хранят двухсотлетние липы, дубы и лиственницы, её хранит, одетая в красный наряд, Живая вода Оредежи. Усадьба Рождествено - единственное из трёх имений Набоковых-Рукавишниковых, сохранившееся до наших дней, и дядя Рука на другом берегу, как будто до сих пор ждут наследника, который отправился в далёкое путешествие сквозь Время и Пространство, но вот-вот должен вернуться.
ГЛИНА ОРЕДЕЖИ
...Мое ль безумие бормочет, твоя ли музыка растет... В.Набоков. "Дар"
1. Из этой глины вылеплен Адам, и обожжен известием бездонным о жертве Богу и другим богам, под пологом лесным, сине-зеленым.
И остужен каленым родником, несущим свет и тающее слово. Сюда Набоков приходил тайком - еще не Сирин, - к бабочкам лиловым.
2. Плотина в жгут затягивает реку, чтоб выпростать отчаянный поток. Над Оредежью приоткрыто веко, и чуть слезится в мареве зрачок.
Пещерный житель горних лабиринтов, он смотрит, как лобзают облака сквозные души снов полузабытых, – и видит нас, идущих сквозь века...
3. Хозяин спит, и пустотой надмирной объяты высь, и дом, и немота. Бездомность он оправдывает Лирой, манящей нескончаемо, как та, что тронула неведомая Муза вот здесь - близ неоттаявшей стены.
Зола и прах. И пепел. И обуза - земные, нескончаемые сны.
4. Прощаемся с мечтой и укоризной близ Склепа, отступившего на дно. Прощаемся с любовью и отчизной, которой быть собою суждено.
А Оредежь все так же виновато мерцает, и в тени былой Парнас о чем-то шепчет. И душа крылата, как сиринская, вспыхнувшая в нас.