Сфинксы Алексея Филимонова
Стихи являются как сфинкс:
непредугаданно-случайно.
А. Филимонов
Сфинкс – Учитель Человечества, позволяющий взыскующему открыть духовные очи и познать Тайну Вселенной, услышав Музыку Сфер. Сфинкс показывает дорогу к счастью и спокойствию, являясь Ключом от Дверей под названием Жизнь. Тот, кто будет постоянно наблюдать за Солнцем и поймёт, что оно проходит свой небесный путь через все Зодиакальные Дома (Чертоги Свары), сможет и сам, подобно великому светилу обрести энергии Вечной Жизни. Обретя это Знание человек, вырывается из Колеса Сансары, или по желанию сам становится Учителем-Сфинксом.
Люди сфинксы - они под мостами
и таятся в окрестности глаз,
бестелесными сходят лучами
на покров незамеченных фраз..
Загадка Сфинкса во все времена пленяла человечество, о Сфинксе писали историки, физики, археологи, Сфинксом восхищались и боготворили, его разрушали и восстанавливали, Сфинкс пережил потоп, несколько раз был скрыт под песками пустыни, но эта величественная фигура до сих пор взирает на человека с еле заметной таинственной и доброй улыбкой.
Серебряный Век запечатлел Память о Сфинксе. Так, один из наиболее ярких деятелей русской культуры начала двадцатого века Вяч. Иванов писал:
Волшба ли белой ночи приманила
Вас маревом в полон полярных див,
Два зверя-дива из стовратых Фив?
Вас бледная ль Изида полонила?
Какая тайна вам окаменила
Жестоких уст смеющийся извив?
Полночных волн немолкнувший разлив
Вам радостней ли звезд святого Нила?
Не остались равнодушными к Тайне Сфинкса Валерий Брюсов и Александр Блок. В стихотворении «Снежной Деве» Блок поведал о происхождении Прекрасной Дамы: «Все снится ей родной Египет\сквозь тусклый северный туман”, и сфинксов “над исполинскою Невой она встречала легким вскриком\ под бурей ночи снеговой».
А вот строки В.Брюсова:
Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной, торжественной реки.
Для них, детей тысячелетий,
Лишь сон виденье этих мест...
Мы же прислушаемся к поэзии А.Филимонова, пробудившейся на берегах Синь-Невы, в городе, который часто называют «Северным Сфинксом».
СФИНКСЫ ПИТЕРА
Сфинкс перемалывает вечность,
где лучезоркие слова
собой переполняют млечность,
ту лучезарность, что права,
и на закате беспредельна,
приотворяя горизонт
музыкой влажной, нераздельной,
где вертикальный дремлет понт
в оазисах былого Нила,
и пирамиды, восходя,
ждут откровений сизокрылых
о Слове нового Царя.
Поэт – музыкант, пишущий звукообразами, отражая внутреннюю сущность окружающего мира. Поэтому, поговорим о Музыке – Гармонии Вселенной.
Великие философы рассматривали гармонию как предощущение красоты. Красота – Вселенная - состоит из вибраций, порождённых Звуком, ибо сначала был Звук, а затем – Свет.
Что, как не Музыка может поведать нам о Вселенских ритмах и её дыхании? Понятие Музыки Сфер несёт в себе определение о Мировой Душе (лат. anima mundi) – единой внутренней природе мира, мыслимой как ЖИВОе существо.
Они трепещут, словно струны,
и ангел с лирой, светлокрыл,
торжественный и вечно юный,
открыл симфонию светил.
На протяжении всей истории человечества вопросы гармонии сфер освещали различные науки, начиная от философии, и заканчивая музыкальными теориями.
Наиболее яркими представителями и последователями теории Музыки Сфер являлись пифагорейцы. Пифагор рассматривал Вселенную как громаднейший монохорд с одной струной, прикреплённой одним концом к абсолютному духу, а другим - к абсолютной материи. Тем самым, связывая Небесный духовный Мир и Земной материальный. Он называл Музыку Сфер космическим гимном, исполняемым небесными телами по мере их движения по небосклону.
В стихотворении А.Филимонова «Лунотень» Сфинкс играет на скрипке, сама Царевна Лебедь источает ЖИВУю Музыку Вселенной:
и сфинкс, неявленный сюжету,
играл на скрипке волн каприс.
Что скрывает виртуозный и причудливый каприз Сфинкса, о чём он хочет поведать нам? В этой мелодии «неявленным сюжетом» явился для меня образ Кентавриды. Что же видели глаза сфинкса тысячи лет назад?
Смежая веки пополудни,
лениво сфинксы бездну пьют,
и также стынут мрачны будни
вослед гниению минут.
Князь С. Волконский в XIX веке писал: «Они закрыли глаза, увидев кровавый крест на дверях еврейских жилищ, и раскрыли их только на новом месте, проснулись от холода снежной вьюги; проснулись и увидели над мерзлой белой рекой золотом блеснувший тот же самый знак Креста. Это в день Крещения, на том берегу, перед Зимним дворцом церемония водосвятия, так называемая “Иордань”... Раскрыли сфинксы глаза и сомкнули их навеки...»
Волны Леты прозрачны на вкус,
темной речки бесстрастны подобья.
На ладони распят Иисус -
там, где сфинксы молчат исподлобья.
Но Кентаврида?... Откуда она пришла и какая связь между этими, казалось бы, мифическими существами?
Сфинксы и античные герои
разговор ведут осенним днем
с теми, кто проходит под конвоем,
но пока не ведает о нем.
О Кентаврах написано много, о Кентавридах почти ничего. Кентавриды – женщины-кентавры – редко встречаются в живописи, да и в мифах играют обычно эпизодические роли. Самая известная - Гилонома, жена Киллара (Циллара). Она была единственной, побывавшей на свадьбе Пирифоя, где потеряла мужа и покончила с собой.
В античной литературе сохранилось свидетельство о картине древнегреческого живописца Зевксиса (420—380 гг. до н. э.) "Семья кентавров", на которой была изображена кентавресса, кормящая двух детенышей. Картина погибла при кораблекрушении (описание ее повторения дано Лукианом). Кентаврессы познали и Материнство.
Одним из гениальных произведений живописи Огюста Родена является «Кентавресса», созданное в 1887 году. Тогда, работая над проектом «Врата Ада» Роден выполнил множество эскизов и набросков кентавров. Рельефы врат символически воплощающие мир человеческих страстей, навеяны «Божественной комедией» Данте, мотивами античной мифологии, библейских легенд, поэзии Вийона, Бодлера, Верлена и др
«Врата Ада» и Кентавресса… Искусствоведы утверждают, что Роден использовал фигуру коня из "Памятника генералу Линчу", добавив к нему женский торс, голову женщины из "Убегающей любви" и тянущиеся к небу руки.
Взгляните на эту фигуру…
Огюст Роден, Кентавресса
В Божественной Комедии, Данте писал:
Когда душа, ожесточась, порвет
Самоуправно оболочку тела,
Минос ее в седьмую бездну шлет.
Ей не дается точного предела;
Упав в лесу, как малое зерно,
Она растет, где ей судьба велела.
(Ад, гл. 13)
Ведь другое название «Кентаврессы» Родена – Душа и Тело. Об этом говорил и коктебельский Маг Максимилиан Волошин:
Письмо
Как горек вкус земного лавра...
Роден навеки заковал
В полубезумный жест Кентавра
Несовместимость двух начал.
В безумье заломивши руки,
Он бьется в безысходной муке,
Земля и стонет, и гудит
Под тяжкой судоргой копыт.
Но мне понятна беспредельность,
Я в мире знаю только цельность,
Во мне зеркальность тихих вод,
Моя душа как небо звездна,
Кругом поет родная бездна, -
Я весь и ржанье, и полет!
Но для меня Кентавресса – Женщина-Солнце-Жива- Мать, сестра, подруга, любимая и любящая, жизнедающая, я её вижу примерно такой, как на картине Алиджи Сассу, но только с женской фигурой.
Алиджи Сассу (1912—2000).
Из иллюстраций к "Аду" Данте. Кентавры.
Дополняет образ Кентаврессы Антуан Бурдель. Его Кентаврессы ИГРАЮТ на Лире (Лира=Лейра – льющая Звук и Свет). Может об этом поёт нам Сфинкс А.Филимонова, играющий на скрипке? Лира и Скрипка…
Кентавр с Лирой
Запомнится пустяк –
немая скрипка в полночь,
колышимый сквозняк,
которого не вспомнишь.
Попутно выяснилось, что непосредственной предшественницей скрипки была лира да браччо — многострунный смычковый инструмент с широкой шейкой и грифом, распространенный в западноевропейских странах в XV— XVIII вв. Подобно скрипке, лиру да браччо держали у плеча (итал. braccio — плечо), приемы игры также были схожи со скрипичными. Интересно, что знаменитая семья итальянских мастеров смычковых инструментов из Кремоны (ок. 1520-1740) Амати не считается первыми мастерами, изготовлявшими смычковые инструменты высокого качества.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона:
АМАТИ (Amati), семья итальянских мастеров смычковых инструментов из Кремоны (ок. 1520-1740).
Андреа (ок. 1520 - ок. 1580) - основатель династии. Его учителя неизвестны; современниками Андреа были два знаменитых мастера из Брешии, соперничающей с Кремоной: Гаспаро да Сало и Джованни Маджини. Эти трое мастеров считаются создателями первых скрипок современного типа. Однако было бы преувеличением видеть в них первых мастеров, изготовлявших смычковые инструменты высокого качества. Они унаследовали традицию изготовления виол (и лютен), представленную немногими сохранившимися инструментами. Есть документальные свидетельства существования скрипок, которыми пользовались лет за 30 (а может быть, и ранее) до появления первых известных нам инструментов Андреа Амати, датируемых 1564. С другой стороны, изобразительные материалы свидетельствуют о том, что при жизни Андреа в ходу была модель инструмента, отличавшаяся от той, которую утвердили в качестве стандарта Амати в Кремоне и его коллеги в Брешии.
Viola by Andrea Amati, Cremona, ca. 1560
Вот так мы пришли к тому, что Сфинкс и Кентавресса играют на одном и том же музыкальном инструменте, пробуждая память человека, и побуждая его пуститься в прекрасное путешествие за утерянными когда-то Знаниями.
Я читаю свиток бесконечный
в блеске глаз, в потоке мутных льдин.
Сфинксы со страниц восходят в вечность,
уплывая от земных руин.
Если внешний образ Кентаврессы теперь понятен, то проникнуть во внутреннюю суть попробуем при помощи самого названия – Кентавр.
Заглянем в "Материалы для Словаря Древне-Русскаго языка по письменнымъ памятникамъ"(трудъ И.И. Срезневского).
Так, так, что же мы видим?
Во-первых, Кентавр по-русски называется Китоврасъ, во-вторых слово Китоврасъ состоит из двух частей:
КИ + ТАВРОСЪ
Ну, а в-третьих, рассмотрим слово CEN TAURUS.
TAURUS (Тур) – это бык [и корова Зимун], Вол, Воол, Ва’ал, а в современной интерпретации – Телец.
Тау-крест — крест, состоящий из вертикальной перекладины, соединенной верхним торцом с центром перекладины горизонтальной.
Название тау-крест получил по имени греческой (очень сомневаюсь, что греческой - С.) буквы «тау» или «Т», которая, в свою очередь, берёт своё происхождение от финикийской «тав», имеющей X-образную форму.
Конрад Виц. Crucifixus.
Происхождение тау-креста неясно. Согласно одной из версий, этот символ происходит от расположения рогов у быка или барана, как подметили древние египтяне (вертикаль выражает «лицо» животного).
Подобная фигура была символом бога Ху у друидов.
Полагают, что тау-крест являлся символом жизни у древних египтян. В случае египетского происхождения тау-креста подтверждением этой версии служит тот факт, что тау может быть формой похожего по начертанию иероглифа Т, представляющего женский репродуктивный орган.
Тау-крест является одним из необходимых элементов в символике Мистерий у многих народов. Так, тау-крест был начертан у каждого участника Мистерий Митры. В Древнем Египте, когда царь инициировался в Мистерии, тау-крест помещался на его губы. Тау-крест татуировался на телах кандидатов некоторых Мистерий у американских индейцев.
Для каббалистов тау-крест означал небо, а для пифагорейцев – тетраксис.
Алхимическое изображение: случайно ли Тау Крест и Кентавр показаны вместе?
А ведь алхимики искали Секреты Вечной Жизни, Эликсир Безсмертия…
Простое соединение двух частей Т дает фигуру равностороннего креста. Отсюда, по-видимому, происходит древнегреческое слово «сТАВРОС» – крест. (видим уже, что не древнегреческое это слово - С.- ки+тавросъ).
С петелькой наверху ТАУ КРЕСТ - АНХ (ОКНО).
Кентавресса хранит Ключ Вечной Жизни, потому так и названа, и даже метафизическое обозначение её, как Души и Тела, говорит о том же!
Мне кажется, сфинкс усмехнулся,
улыбкой встречая закат.
А некто в пальто отвернулся,
пылающим тучам не рад.
Ки+Тавросъ – покрутим Волшебное Колечко: КИ-> ЦИ-> ЖИ
Из википедии:
ЦИ – Ци, иногда чи (кит. трад. 氣, упр. 气, пиньинь: qì; в японском варианте — Ки яп. 気 ki, иногда кэ; англ. qi или ch’i) — одна из основных категорий китайской философии, фундаментальная для китайской культуры, в том числе и для традиционной китайской медицины. Чаще всего определяется как «пневма», «эфир», «воздух» (англ.)русск., «дыхание», «энергия» (англ.)русск., «жизненная сила» (англ.)русск..
ЖИ – ЖИВ, ЖИВА, ЖИТЬ, ЖИЗНЬ.
Но мы пойдём ещё дальше и рассмотрим один загадочный символ, который, как говорят, был явлен с небес Константину Великому в виде знамения Креста накануне битвы у Мильвийского моста (312 год). Константином Великим и был введён древнеримский военный штандарт – лабарум, который имел на конце древка хризму (знак, интересующий нас), а на самом полотнище надпись: лат. «Hoc vince» (слав. «Сим побеждай», букв. «Этим побеждай» или в русском варианте церковно-славянского: "Сим победиши!").
Из википедии:
Хризма или хрисмон (Хи-Ро) — монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. По краям монограммы помещают греческие буквы Α и ω. Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр.1:8; см. также Откр.22:13). Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и, вероятно, восходит к апостольским временам. Возможно, что её происхождение связано со словами Апокалипсиса: «печать Бога живаго» (Откр.7:2).
Не знаю, как вы, а я здесь вижу русские буквы Х и Р, и читается это слово явно, как ХАРА, что издревле означает СОЛНЦЕ. Хара - центр силы в восточных системах боевого искусства, и находится примерно на два пальца ниже пупка. Хара - буквально ЖИВОт.
Отсюда понятно выражение ХАРАКИРИ, что есть КАРА ХАРЫ – лишение ЖИВОта, то есть ЖИЗНИ.
Образность древнеславянского, а впоследствии и древнерусского языка, идёт от рунического письма, в котором наши предки отображали окружающую их действительность. Руна – это не буква, не слог, руна — это тайный, глубинный образ, отображающий суть того или иного явления, события. Старорусские Буквицы использовались не только для простого чтения общедоступного текста, но и для выявления скрытого образа, заложенного в тексте, то есть несли в себе «ключ» к глубинному чтению текста (дешифровка).
Результат каждого этапа глубинного прочтения текста становился «ключом» к переходу на следующий этап. Все уровни прочтения текста соединялись в единое глубинное понимание текста. Начиная от простого чтения, человек получал обиходную мудрость; глубокое чтение – высший порядок мудрости, осознание глубинной информации матрицы. Получалась «информационная МАТР ЁЖКА» для всех: простой люд повторял священные тексты в песнопениях, гимнах, прославляя Богов из века в век, так просто и надежно сохранялась сакральная (тайная) информации во времени. Ведуны, кудесники, жрецы хранили «ключи» для расшифровки древней мудрости.
Буква Х - Херъ — буква древнерусского алфавита, её нет ни в греческом, ни в финикийском алфавите. Знак -X -существовал за тысячи лет (5000-4000 до нашей эры) до появления финикийского алфавита в письме Винча. В языке деванагари был знак Х, который имел название ваджра+крати — vajrakṛti – «имеющий формы ваджры». В Древней Руси Херъ - божественный (бог ХОРС, ЯР, ЯРИЛО), но это и есть Солнце!
Посмотрите, ведь это Херувим!
Изразец "Херувим" церкви Успения Пресвятой Богородицы,
что в Гончарах, в Москве.
21 октября 2012 года
Фот. Ковшов Владимир Валентинович
Хорс, Хорос. (EN. Horse – лошадь) . Хорс — hṛṣ - неразрывно связан с огнём и солнцем.
Знак X связан с хрома+сома = χρῶμα (khroma) – «цвет» + soma -тело. Знак X связан с плодородием и размножением, и формой хромосомы в важнейшей стадии деления — митозе.
Храм Солнца, построенный Китоврасом с помощью птицы Гамаюн, запомнился многим народам. То это Асгард, то город, возведенный Белыми духами, то Первый храм, то Стоунхендж. Он запомнился как небесный град, обитель богов и праведников. Иными словами, рай на земле.
Мне кажется порою пирамидой
сей город, заколдованный другим.
Я из гробницы к откровенью выйду,
где облака свиваются, как дым.
Согласно зороастрийским преданиям, он существовал еще во 2 тысячелетии до н. э. и был захвачен легендарным царем Рустамом. Есть косвенные сведения и у античных авторов. Последнее упоминание о храме Солнца относится к IV веку до н. э. Затем волны гунских и готских переселений стерли последние следы небесного града. Но еще в X веке н. э. историк и путешественник Абу-л-Хасан ибн ал-Хусейн ал-Масуди писал: «В славянских краях были почитаемые здания. Между другими было у них здание на горе, о которой писали философы, что она одна из высоких гор в мире. Об этом здании существует рассказ о качестве его постройки, о расположении разнородных его камней и различных их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения за восходом Солнца, о положенных туда драгоценных камнях и знаках.., которые указывают будущие события, о раздающихся звуках в его куполе и о том, что постигается при слушании этих звуков».
Сфинкс охраняет на закате
Багровый клекот волн извне…
Клёкот-рокот - буква Р - РЦЫ — речи, говори - Риг (рич) — ṛc -«хвала, стих» (Риг-Веда -ṛgveda — «хвала знанию»). (в Древнерусском яз.: наРИЦати, наричати, наречие, РЕКЕЛ ЕСИ – (ты) сказал; РЕХ – (я) сказал, изрёк; РЕЧИ — говори, говорить, сказать, РЕКЛО – прозвище; РЕКУ – говорю).
Рк, ркати — ṛc, ṛcati — (устная) речь, хвала, стих, созвучно – КАРКАТЬ.
Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери — часть комлекса Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, увенчанная не крестом, а хризмой.
ХаРа – рекущее, глаголящее Солнце!
Ну, а что же Сфинкс? На коптском языке – Шепес Анх – Живой образ, что есть общепринятый перевод. Кто бы спорил, что Сфинкс-Лебедушка это ЖИВА, русская буква Ж, но слово Анх говорит о символе Вечной Жизни, безсмертии – Анх - Ключ к Вратам, ведущим в Иные Миры. Что и сказал нам Алексей Филимонов следующими строками:
Сфинкс на заре печальней, чем в ночи –
опять от бездны подбирать ключи
и запирать желанные ворота
неведомым, как Слово, поворотом,
и – замирать, вдруг обернётся кто-то…
30 июня 2006 г.
«Желанные ворота» открыты, Коловрат, Врата Солнца, охраняемые Сфинксом перед вами! Тот, кто поймёт, что Солнце проходит свой Небесный Путь через все Звёздные Чертоги, услышит внутри себя голос Учителя, показывающий дорогу к спокойствию, гармонии и счастью.
Возноси откровения парус,
не срывай зазеркалья покров.
Сфинксов в Питере мало осталось,
воскрешающих пламя даров.
В. Хлебников, поэт, которого называли «королём времени, пространства и гиперпространства» «верил, что мир един, и что в основе всех языков, образов и событий лежат не только присущие им законы, но и единый общий закон, управляющий всем происходящим в мире. Слова, буквы и числа служили ему ключами к пониманию вселенной, а человек представлялся ему местовременной точкой.6 Хлебников писал, что для того, чтобы построить вселенную, необходимо лишь вглядеться в три первые цифры, как будто в хрустальный шар». (Левин Элизабета. Селестиальные близнецы. Амрита-Русь, 2006. С. 364–403).
УЛЫБКА
Тихая мистика. Сон не тревожь.
Сфинкс успокоился, слушая ложь.
Но не привычка – а чья-то игра –
прятки со сфинксом… Глухая пора:
Даль фиолетова. Дымчата явь.
Лапы не дрогнут. Пред ним не лукавь.
Бедная музыка – лучший ответ.
Сфинкс улыбнулся.
Отпустит или нет?..
13 августа 2002 г.
Поэзия А.Филимонова, если не указано иное.
Сердечная благодарность Марине Чертковой и Франкенштейну.
Светлана Большакова 28.03.2013
Использованы материалы сайта:
Евпатория