Анна , спасибо. что поделились своими мыслями.
Что несет в себе слово "рациональное"?
Рационали́зм (от лат. rationalis — разумный) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.
Говоря о человеке, как о психическом субъекте, можно заметить, что он завладевает психической (душевной) сферой, которую можно считать лишь грубым образом , который состоит из двух очерченных областей: сферой тени и сферой света. Подробно эти сферы рассматриваются в Аналитической Психологии К.Г. Юнга. Герметический принцип гласит: "что наверху, то и внизу". Если принять этот герметический принцип между микрокосмом и макрокосмом, то станет очевидным. что все законы макрокосма находят свое отражение в микрокосме. Человек, обнаружив и сформулировав законы, нарушает эту связь, ведь она не является пассивным отражением. Как следствие, человек проявляет культурную модель, разработанную культурным субъектом, и основывающуюся на принципах и концепциях культурной структуры.
"Таким образом, «культурная модель» несет основную ответственность за искаженное представление, которое человек имеет о самом себе и мире, ввиду того, что он выступает посредником между макрокосмом и микрокосмом. Культурная модель является содержанием культурной структуры коллективного или социокультурного характера; следовательно, состоит из систематического набора понятий, предложенных культурным субъектом и переведенных на один или два распространенных языка, например, математический и лингвистический". (Н.Розарио)
Между сферами тени и света, существует граница или барьер, или порог, преддверие Сознания...
Орел
Орел летел все выше и вперед
К Престолу Сил сквозь звездные преддверья,
И был прекрасен царственный полет,
И лоснились коричневые перья.
Где жил он прежде? Может быть, в плену,
В оковах королевского зверинца,
Кричал, встречая девушку-весну,
Влюбленную в задумчивого принца.
Иль, может быть, в берлоге колдуна,
Когда глядел он в узкое оконце,
Его зачаровала вышина
И властно превратила сердце в солнце.
Не все ль равно?! Играя и маня,
Лазурное вскрывалось совершенство,
И он летел три ночи и три дня
И умер, задохнувшись от блаженства.
Он умер, да! Но он не мог упасть,
Войдя в круги планетного движенья.
Бездонная внизу зияла пасть,
Но были слабы силы притяженья.
Лучами был пронизан небосвод,
Божественно холодными лучами.
Не зная тленья, он летел вперед,
Смотрел на звезды мертвыми очами.
Не раз в бездонность рушились миры,
Не раз труба архангела трубила.
Но не была добычей для игры
Его великолепная могила.
Н. Гумилев
Наверное, вы много слышали о выражении "Страж Порога". Впервые оно было использовано Бульвер-Литтоном в его романе Занони (гл.VII). Если посмотреть на Стража Порога, как фигуру инициатического воображения, то можно увидеть образ египетского Беса, которого называли Стражем Врат (его имя происходит от слова бес- посвящать).
В Упанишадах сказано. что попасть в зал Брахмы (сердце жизни) можно только убив Стража Врат.
Вергилий в своей "Энеиде" писал:
Мстительным гневом полна, Тизифона с насмешкою злобной
Хлещет виновных бичом, и подносит левой рукою
Гнусных гадов к лицу, и свирепых сестер созывает.
Только потом, скрежеща, на скрипучих шипах распахнутся
Створы священных ворот. Посмотри,— ты видишь обличье
Той, что на страже стоит и порог изнутри охраняет?
Гидра огромная там, пятьдесят разинувши пастей,
Первый чертог сторожит. В глубину уходит настолько
Тартара темный провал, что вдвое до дна его дальше,
Чем от земли до небес, до высот эфирных Олимпа.
Можно назвать эту фигуру по-разному. но она всегда будет находиться в оппозиции к Путнику, который являет собой образ Ищущего. Все мы находимся в Пути, не зная ни места назначения, ни сколь долго продлится наше Путешествие....
"У врат
Закона стоит привратник. И приходит к привратнику поселянин и
просит пропустить его к Закону. Но привратник говорит, что в
настоящую минуту он пропустить его не может. И подумал
проситель и вновь спрашивает, может ли он войти туда
впоследствии? "Возможно, - отвечает привратник, - но сейчас
войти нельзя". Однако врата Закона, как всегда, открыты, а
привратник стоит в стороне, и проситель, наклонившись,
старается заглянуть в недра Закона. Увидев это, привратник
смеется и говорит: "Если тебе так не терпится - попытайся
войти, не слушай моего запрета. Но знай: могущество мое велико.
А ведь я только самый ничтожный из стражей. Там, от покоя к
покою, стоят привратники, один могущественнее другого. Уже
третий из них внушал мне невыносимый страх". Не ожидал таких
препон поселянин, ведь доступ к Закону должен быть открыт для
всех в любой час, подумал он; но тут он пристальнее взглянул на
привратника, на его тяжелую шубу, на острый горбатый нос, на
длинную жидкую черную монгольскую бороду и решил, что лучше
подождать, пока не разрешат войти.Привратник подал ему
скамеечку и позволил присесть в стороне, у входа. И сидит он
там день за днем и год за годом. Непрестанно добивается он,
чтобы его впустили, и докучает привратнику этими просьбами.
Иногда привратник допрашивает его, выпытывает, откуда он родом
и многое другое, но вопросы задает безучастно, как важный
господин, и под конец непрестанно повторяет, что пропустить его
он еще не может. Много добра взял с собой в дорогу поселянин, и
все, даже самое ценное, он отдает, чтобы подкупить привратника.
А тот все принимает, но при этом говорит: "Беру, чтобы ты не
думал, будто ты что-то упустил". Идут года, внимание просителя
неотступно приковано к привратнику. Он забыл, что есть еще
другие стражи, и ему кажется, что только этот, первый,
преграждает ему доступ к Закону. В первые годы он громко клянет
эту свою неудачу, а потом приходит старость и он только ворчит
про себя. Наконец он впадает в детство, и, оттого что он
столько лет изучал привратника и знает каждую блоху в его
меховом воротнике, он молит даже этих блох помочь ему уговорить
привратника. Уже меркнет свет в его глазах, и он не понимает,
потемнело ли все вокруг, или его обманывает зрение. Но теперь,
во тьме, он видит, что неугасимый свет струится из врат Закона.
И вот жизнь его подходит к концу. Перед смертью все, что он
испытал за долгие годы, сводится в его мыслях к одному вопросу
- этот вопрос он еще ни разу не задавал привратнику. Он
подзывает его кивком - окоченевшее тело уже не повинуется ему,
подняться он не может. И привратнику приходится низко
наклониться - теперь по сравнению с ним проситель стал совсем
ничтожного роста. "Что тебе еще нужно узнать? - спрашивает
привратник. - Ненасытный ты человек!" - "Ведь все люди
стремятся к Закону, - говорит тот, - как же случилось, что за
все эти долгие годы никто, кроме меня, не требовал, чтобы его
пропустили?" И привратник, видя, что поселянин уже совсем
отходит, кричит изо всех сил, чтобы тот еще успел услыхать
ответ: "Никому сюда входа нет, эти врата были предназначены для
тебя одного! Теперь пойду и запру их".
Ф. Кафка Процесс
Так может быть А.Филимонову явился Страж Порога? Так мне почему-то подумалось...)
Отредактировано Светлана Большакова (2011-07-25 18:02:36)