"Литературное направление вневизм в интернет-пространстве своеволия и свободы" - так называлось сообщение основателя вневизма Алексея Филимонова на ежегодном семинаре «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов (Тактические медиа в политической коммуникации*)». Семинар состоялся 19 октября (среда) в 16 часов в ИА «Интерфакс-Северо-Запад» (ул. Садовая, 38, ст. метро "Сенная"). Ведущий семинара - профессор, доктор филологических наук Борис Яковлевич Мисонжников.
* Тактические медиа - это альтернативные СМИ (обычно интернет-СМИ: блоги, сайты, газеты, соцсети), выражающие точку зрения групп меньшинства, по тем или иным причинам не представленную в мейнстримных прессе и ТВ, и создаваемые для проведения кампаний, формирования сетей или акций (в том числе художественных).
Из сообщения А. Филимонова:
"Именно интернет-пространство стало катализатором диалога между автором и новыми идеями направления, диалогом с читателями, которое привело к широкому отклику и поставило новые вопросы. Вневизм рассматривается не только в литературном контексте, но в связи с психологией творчества, лексикографией, историей литературы, религоведением, социологией, проблемами человеческого бытия. Эти отклики подготавливали конференции, семинары, выступления вневистов, вызывали широкий интерес во всем мире. Как писал поэт Владислав Ходасевич: «Здесь мир стоял простой и целый, Но с той поры, как ездит тот, В душе и мире есть пробелы Как бы от пролитых кислот». Концепция вневизма тесно связана с развитием сегодняшнего общества, несмотря на его вневременность. Как уже заявлялось, вневизм противостоит хаосу и своеволю постмодерна, уничтожению иерархии художественных и человеческих ценностей. Многие читатели, ознакомившись с вне-направлением, говорят, что давно думали примерно о том же, но нужен был стимул, импульс извне, чтобы в сознании они смогли сформулировать схожую концепцию.
Мир изменился, окончив факультет журналистики МГУ в 1990 году, мы и представить не могли, что в сфере личной и общественной мысли произойдут столь колоссальные и глубинные изменения, приводящие к изменению сознания всего человечества, появятся новые возможности общения благодаря вебу.
Вневизм ставит задачу познания человека и человеческого бытия художественным способом, обращаясь к образу и подобию первоисточника.
Поэтому язык для вневистиан не только средство коммуникативного общения, но внутреннего диалога: с самим собой, с пространством памяти, культуры, миром невысказанным и непроявленным. Вневизм - диалог с пространством интернета, лишенный фильтров, барьеров и ограничений, где самые парадоксальные проблемы и ответы на них могут быть предложены к обсуждению, как говорится в интернете, альтернативный взгляд на мир и историю. Опора на свободу и ответственность - вот мера эстетического вкуса и философских изысканий.
Интернет - пространство того, что почти не существует для официальных писательских союзов, наблюдающих за своей стагнацией и умиранием. Выход за границы корпоративного сознания и коллективной матрицы. Первичность идеи либо художественного образа? - ставят вечный вопрос вневисты. Как примирить эмоции и логику, синтезиров их?
«Приятно узнавать и удивляться, угадывать по ощущению, именно такую возможность я получила узнав о литературно-философском направлении “Вневизм”, - делится читатель и активный участник дивлога вневстов Светлана Никулина из Армавира. - Идея литературно-теоретического поиска “вовне” оказалась созвучной словам Аристотеля: “Удивляясь, мы неосознанно сознаёмся в незнании, а незнание было и остаётся началом философии”.
Познакомившись с литературным творчеством А. Филимонова, основателем данного направления, отметила в методе вневизма отчётливое следование экспериментальности в современной литературе, а именно - лёгкость перехода границы умопостигаемого и одновременно умение сохранять пределы науки и религии.
В.В. Ястребов в своей работе “Мои воспоминания о Н.А. Римском-Корсакове” говорит: “Творец от обыкновенного смертного отличается лишь громадной восприимчивостью к слабым эмоциям”. И в этом отношении “диалог вневизма” - внешний и внутренний, равен в межпространстве оппозиций, равен у оппонентов и единомышленников. Участники диалога сохраняют возможность реформированно и согласованно взаимодействовать
Вневизм приоткрывает полог незримого, но открытого, т.к. опирается на первородную способность человека ощущать, рефлексировать - на уровне личности - ещё до рождения, способен аксиоматически наблюдать, аксиоматически экспериментировать, умозрить, накапливать и применять опыт. Диалог во вневизме заполняет это пространство смыслом и формой, сцеплением и сплетением орнаментов культур. Практика таких встреч в межкультурном пространстве восстанавливает “соединительную ткань” языка и процесса творчества».
Вневизм не замкнут, он постоянно развивается и обретает новые черты, внося, возможно пусть немногое, в преображение интернет-пространства сегодняшнего и грядещего времени.
Суть вневистианства, как и Реформации, в следующем году отмечающей 500-летие тезисов Мартина Лютера – это возвращение к истокам Традиции.