Библейская видеоимпровизация как отклик на современность

Алексей Филимонов

Возможно ли стать сегодня свидетелем евангельских событий, описанных в святых благовествованиях? Присутствовать при казни Христа и свидетельствовать Его пришествие в мир людей после Голгофы во плоти? Внимать Его живым проповедям? Ощущать душу Павла, преображённого из Савла? Чувствовать трепет Петра перед отречением? Воочию видеть дерево казни Иуды? Внимать всем своим существом Фаворскому свету и проповеди Господа? На мгновение оказаться под тяжесть Креста Господня?..

Всё повторяется в ежедневном бдении сознания, надо только увидеть и услышать за отголоском книжного мифа разворачивающуюся на наших глазах драму Смерти и Воскрешения, где мы не только свидетели, но участники.

Жанр поэтической видеоимпровизации, спонтанного сочинения стихов перед видеокамерой, когда сознание не сковано привычными для сочинителя табу и условностями, позволяет заглянуть в глубины истории и души, еще в достопамятные времена прикоснувшейся к Троице. Все события происходили в языческом мире, таким же почти он предстаёт сегодня. Это значит, что борьба за души людей между тьмой и светом непреходяща. Луч истины, чей отблеск внезапно падает на зрачок видеокамеры, запечатлевающей сочинительство новой библейской мистерии, освещает всё иным светом. Уже не кажется, что рядом обычные люди, занятые повседневностью, или стволы дерев, призывающие к умиротворению. Вот играют футболисты на поляне, разыгрывая сюжет обезглавливания Ионна Крестителя, соревнуясь его отрубленной головой. Вот трепещет осина при безмолвии ветра, стряхнув Иуду и переживая страдания Иисуса и Его Креста. Вот опавшие листья как тридцать серебренников. Вот лобное место, бывшее бомбоубежище. Вот трубный зов в облаках и молния гнева и воздаяния уст Его…

Волшебное зеркальце смартфона устремлено не только в прошлое, но и в будущее, в нём отражается не только автор стихотворной импровизации, но весь человеческий род, прошедший от Голгофы до настоящего времени, и лики, сокрытые за лицом снимающего, покуда не воплощённые для евангельского света. Так разрешается роковое напряжение между цифрой и Словом, когда наука и электронная техника служат постижению и новому переживанию библейской трагедии, обернувшейся триумфом вестничества.

Не претендую на пророческие откровения, когда за минуту рождаются вдруг стихи рифмованного стихотворения, мне кажется, что они исходят из триединого источника: души человека – видеокамеры, взору которой открыт внетелесный вневременный мир – и скорописи некоего свидетеля, не узнающего себя на экране. Все вместе они создают видеотекст, который можно переложить на бумагу в виде обычного стихотворения. Такие стихи более абстрактны, оторванные от видеоряда, они что-то теряют, приобретая в обмен. Ибо только через Слово мы видим горний мир, сокрытый обыденной явью. Сия загадка терзает непрестанно, кто же на самом деле сочинитель видеоимпровизаций? Видеоселфи подтверждают, что вера способна пересотворить мир. Вера в Слово и Его творчество на Земле. Попытка разгадать, почему библейские события наполняют сознание снимающего, непреходяща. Часто она отображена в привычной стихотворной форме, где автор взыскует Откровения, помня о том, что Апокалипсис знаменует царство источника живой воды и света, открытого для всех нас, внимающих евангельским заповедям:

Светильник селфи переставлен,
Его поправил Иоанн,
И саранчою обезглавлен
Ещё один земной курган,

И открывается Голгофа,
Три грубо срубленных креста.
И Саваоф диктует строфы,
Предсказывая, как проста

Жизнь человеческого Сына,
Толкуют мёртвые в земле...
И камера проводит длинно
Округлый прочерк в полусне.

Кто я? Свидетель казни древней,
И воскрешенья, может быть,
Закатом схвачены деревни,
Успевшие Его простить.

И мы не судим, но взывая,
Во всём покорные глазку,
Записываем явь, не зная,
Что множим вечную тоску

По жизни вечной, по просторам,
Где над заливом красный путь,
И бездна приоткрыта взорам,
Которой тщимся зачерпнуть

И растворить горчайший камень,
Во тьме таится Люцифер,
И дождь рифмует со стихами
Распятья просиявших сфер.

Санкт-Виттенберг
6 февраля 2023 г.