Диалог под аркой деревьев
Осенний или весенний парк. Два человека в разных концах аллеи.
СОЧИНИТЕЛЬ (сидя на лавочке).
В конце аллеи человек,
Он раздражает или нет?
Он ищет вечности ответ
К простым вопросам из-под век.
Что это я вдруг? И рифмы пошли. Неужто от раздражителя? Как ни силился, ничего не получалось сегодня.
ПРОХОЖИЙ. Моя скамейка... Что за типаж? Неприятно смотреть. Хотя в прошлый раз пьяница с бутылкой был не лучше. Ладно, поглазею, что за кадр. Может, покинет моё место.
СОЧИНИТЕЛЬ. Дятел! Вот труженик поэзии. И мы так же должны выдалбливать строфы в коре времени. Однако он идёт сюда. А вон и велосипедист. Он приедет быстрее. Ух, как несётся. Промелькнул. Была охота гонять на природе, пусть она в черте города. О чём я? Ах да, идея в том, что мы находимся вне почвы. Да-да, твердь под ногами мнима. Ну чего ты смотришь на меня? Милостыню не подам. Какой-то инженер. Да и я своего рода технарь человеческой свободы. Сколь её ни воспеваю, человечество к ней не поспешает.
ПРОХОЖИЙ. В округе пузыри земли. Как галдят вороны напротив скамейки. Там есть ответвление напротив скамьи, и деревья образуют арку, наклонившись друг к другу. Надо выяснить, сейчас весна или осень.
СОЧИНИТЕЛЬ. Есть вещи, для которых нет слов. Например, моё прозябание и самозабвение.
ПРОХОЖИЙ. С миром дремлющим смешай!
СОЧИНИТЕЛЬ. Кто это произнёс? Прохожий не так близко. Что сегодня со мной? Кто меня выкликает? (Направляет на себя камеру смартфона и включает кнопку.)
Что за чудо это лето,
Ветром солнечным прогрета
И земля, и воля мира.
И скамья в лесу эфира.
Даже ласковый прохожий
Стал вдруг строже и моложе,
И не он ли – я? В ответ
Он мне машет. Всюду – свет!
В каждой травке и коровке
Божьей – искры: не в уловке
Дело, в искренних стихах,
Кто заметил их впотьмах,
Рифмы подарил в росе
На небесном колесе
Мне или спешащим мимо?
Строки – Божья пантомима.
Ух. Даже записал себя. А ну-ка, посмотрю, что вышло… (Включает запись). Птицы кричат в такт… Ветка машет… И даже прохожий пропал. У меня странное лицо во время сочинительства. И как все родилось сразу?
ПРОХОЖИЙ. Ишь, надулся! Как упоён собой. И так и этак смартфон поворачивает, селфи делает. И бормочет что-то. Это моя скамейка. Буду усилием воли сгонять его оттуда. Слежу за ним из-за ствола.
Сочинитель встаёт и удаляется.
Тучи даже разошлись. Потеплело. Насиженное место. Странный человек. А я для него?
СОЧИНИТЕЛЬ. Сейчас исчезну за поворотом для этого человека в чёрном. Сразу видно, мизантроп. Получилась импровизация… Кажется, подобная мысль записывать на ходу сочиняемые стихи мелькала, когда у меня появился скромный цифровой фотоаппарат. Теперь техника продвинулась, да и опыта тогда не было. Попробую записать ещё. (Записывает на ходу.) Спасибо, прохожий! Когда я забыл о своём раздражении и полностью отдался воле облаков, тут ко мне и пришли звуки, облекаемые в слова. (Смотрит запись.) Какой хор птиц! Словно они меня пригласили записать их. И стук дятла слышен, и звон цикад, и карканье ворон. Природа сочиняет стихи.
Появляется Прохожий и медленно проходит мимо Сочинителя, смотря сторону леса.
Вон оно что. Обхвачу дерево, уйдёт дальше, попробую записать новое видеоселфи. Андрологинез. Видеолепка. Видеолепет. Видеолепта. О чём я? Видеолейка с живою водой.
ПРОХОЖИЙ (останавливается на краю дорожки и смотрит на чёрную воду между деревьями). Болото и кваканье. Вот наша речь.
СОЧИНИТЕЛЬ (роется в смартфоне). «Импровизатор». Владимир Одоевский. Ну-ка, что двести лет тому о моём предтече писали. «Едва назначали ему предмет, - и высокие мысли, трогательные чувства, в одежде полнозвучных метров, вырывались из уст его, как фантасмагорические видения из волшебного жертвенника. Художник не задумывался ни на минуту: в одно мгновение мысль и зарождалась в голове его, и проходила все периоды своего возрастания, и претворялась в выражения. Разом являлись и замысловатая форма пьесы, и поэтические образы, и щегольской эпитет, и послушная рифма. Этого мало: в одно и то же время ему задавали два и три предмета совершенно различные; он диктовал одно стихотворение, писал другое, импровизировал третье, и каждое было прекрасно в своем роде: одно производило восторг, другое трогало до слез, третье морило со смеху; а между тем он, казалось, совсем не занимался своею работою, беспрестанно шутил и разговаривал с присутствующими. Все стихии поэтического создания были у него под руками, как будто шашки на шахматной доске, которые он небрежно передвигал, смотря по надобности». Как он смог всё угадать!
ПРОХОЖИЙ (оглядываясь за поворотом). И не думай. Не тщись. То, что принёс тебе лист и звуки птиц – не тобой сочинённое.
СОЧИНИТЕЛЬ (задумчиво, готовясь нажать на кнопку видеозаписи). Как знать… Зеркальце транслирует стихи из вечности сюда и обратно. Ритмограф рифмокравчий! Не зря я жил в Графском переулке в доме, где театр. Кто я, сочиняющий? Актер, суфлер, улавливатель духа мировых ритмов.
ПРОХОЖИЙ. Какое ничтожество! Возомнил себя поэтом. Я догадался.
СОЧИНИТЕЛЬ. Мировая гармония, звуки сфер, космоагонез! Не отправиться ли обратно на лавочку? Вышагивать в согласии с ритмом эфира! Не проявленное сделать открытым с помощью обычных слов! Проклёвывается новый язык. Новая бабочка!
ПРОХОЖИЙ. Впрочем, что это я? Что свет сошёлся на этой деревянной скамье? Как обычно к холодам её демонтируют бомжи на дрова, обитающие в старом ДЗОТе.
СОЧИНИТЕЛЬ. Вот и граница парка. дальше асфальт и самокатчики… Но они скользят над землёй в шлемах! Людей уже нет. Минуло пять веков. Остались только копии и подобия бывшего человечества. Но и здесь приходят стихи! Они обмениваются виршами мгновенно при помощи шлемов! Или в мозгу у них… страшно сказать, микропрограмма для творчества? Фу, отлегло. Знакомые хрущёвки. Трещины в асфальте. Недострой на кромке леса. Всё как у нас, людей. Остов полуразрушенной водонапорной башни маячит как при нас. Нажму заветную кнопочку, лишь бы солнце не слепило и ветер не задувал речь, расходящуюся ох далёко. И все окрест вовлечены в процесс сочинения вместе со мной, о том не подозревая. Даже Башмачкин. Вот он выходит из кустов.
ПРОХОЖИЙ. А, вон он. (Машет поэту рукой. Тот откливается.) Счастливых рифм, сеньор графоман. Но литкартель вас не признает. И МАССОЛИТ дачу не выделит.
СОЧИНИТЕЛЬ. Какие трели! Каскады! Рулады! Фонтаны Петергофа! И всё это звучит от смартфона. Или он впитывает звуки извне и просит записать готовый стих? Кажется, время бренности вернулось. (Смотрит видеозапись.) На экране живая картинка чистого сознания. Это форма духа. Время запускается обратно, виртуальная стрелка течёт назад.
ПРОХОЖИЙ (вдалеке). Бог в помощь! Небеса ждут откровений!
Андрологинез - андрогинный логос.
Видеолепка - ваяние образа в стихотворной видеоимпровизации.
Видеолепет - выговаривание импровизации перед камерой смартфона.
Видеолепта - вклад в ваяние видеоообраза.
Видеолейка – инструмент для полива живой влагой логоса, видеолира.
Ритмограф - записывающий ритм, обращающий его в слова.
Рифмокравчий - виночерпий гиперрифмы пространства.
Космоагонез - агония космоса, приводящая к эволюции.
4-13 мая 2023 г.