http://uploads.ru/t/J/U/n/JUn5F.jpg

Ещё в конце XVIII века один из интересующихся наследием Шекспира высказал мысль, что сумма произведений, известных под этой фамилией, не может принадлежать бездарному, малограмотному актеру театра «Глобус». К середине XIX века сомнения эти усугубились, когда англичанка Делия Бэкон в 1857 году написала книгу «Разоблачённая философия пьес Шекспира», где впервые сделала очень важное и глубокое предположение, что подлинным автором пьес Шекспира был целый кружок единомышленников во главе с Фрэнсисом Бэконом – знаменитым английским философом, литератором, композитором и математиком.

Фрэнсис Бэкон – не только самый блестящий представитель елизаветинцев, но и высочайший эзотерик Европы. Мало того, он является одним из глав, а, может быть, даже и организатором ордена розенкрейцеров в Англии. Это и даёт основание выстроить достаточно реальную картину, истолковывая загадку Шекспира.

Тот кружок, который подразумевала Делия Бэкон, – это отнюдь не собрание великосветских бездельников, потешавших публику остротами литературной мистификации, – это высоко паривший в духовных сферах орденский круг английских розенкрейцеров.

И только когда розенкрейцерское наследие накладывается как архитектурный проект, как архитектурная сетка на шекспировские произведения, становятся понятными та глубочайшая мистика, которая приводила в неистовство русских духовных мастеров и те бездны, глубины эзотерики, которые время от времени достигала шекспировская мысль.

Возникает вопрос: зачем все это было нужно? И опять-таки только из истории духовной культуры, тайных обществ Европы становится ясно, что инициатива эта была связана с тем, чтобы вынести – хотя бы отчасти – на поверхность великие духовные идеи, духовные открытия, которые были сделаны в недрах орденской структуры.

Во времена XVII века эту функцию выполнял театр. То, что давалось на театре, часто больше привлекало своей злободневностью, чем какой-то глубокомысленностью, которую ныне мы привыкли ждать от театра, той учительской ролью, которую мы связываем с именами великих драматургов. И тогда в театральные пьесы авторы стали вставлять розенкрейцеровские послания-месседжи.

Вот почему в пьесах Шекспира есть знаменитые мистические провалы, например, сцена с ведьмами из «Макбета». Ведьмы сквозят на пограничье двух миров как иноматериальные сущности, которые внезапно появляются и так же внезапно растворяются в пространстве. Банко называет их «пузырями земли». Они предсказывают ему и Макбету судьбу, объясняя, какое из семян времени прорастёт. Эти семена времени и принадлежат идеям, связанным с высочайшей эзотерикой.

Итак, кто же такой реально Шекспир? Происхождение Шекспира из самых низов, его унылая простонародность, конечно, были отмечены исследователями. Городок Стратфорд, где родился и жил Шекспир, не имел школы, в которой он мог бы получить знания, которые отражены в сочинениях ему приписываемых. Его родители были неграмотными, и его детство не было отягощено учением. Есть шесть образцов рукописей Шекспира. Все они подписаны им, и три из них представляют его завещание. Неряшливый вид, кляксы говорят о том, что Шекспир не был знаком с пером и что, видимо, он копировал приготовленную для него подпись, или же его рукой кто-то водил. До сих пор не обнаружено ни одного экземпляра его пьесы или сонета, написанного от руки, и этому нет правдоподобных объяснений. Есть только фантастические и неправдоподобные предположения, появившиеся в предисловии к Великому Фолио.

У автора, демонстрирующего знакомство с литературой всех веков, должна была быть хорошая библиотека. Тем не менее нет сведений о том, что у Шекспира была такая библиотека, и в его завещании нет упоминания о книгах. Комментируя тот факт, что дочь Шекспира Джудит была неграмотной и в 27 лет могла только расписаться, Игнатий Донелли говорит, что невероятно, чтобы Шекспир, если он написал пьесы, которые ему приписывают, позволил дочери остаться неграмотной, так что она не смогла прочесть ни строчки из того, что написал отец и что сделало его знаменитым.

Споры возникают и по поводу того, где Шекспир мог приобрести знание французского, итальянского, испанского и датского современных языков, не говоря уже о латыни и греческом? Ну а не странно ли, что Шекспир так и не сыграл главных ролей в пьесах, которые он вроде бы написал, или же в пьесах компании, участником которой он был? Кажется, высшим его достижением была роль Тени отца Гамлета. Это очень интересный и красноречивый образ, чтобы показать, что актёр Шекспир был лишь тенью того реального автора, который скрывался за этим именем.

Вопреки своей известной скупости, Шекспир не делал никаких попыток хоть как-то контролировать издания своих пьес, многие из которых печатались анонимно. Насколько известно, его родственники и наследники не участвовали в печатании его Первого Фолио после его смерти и не имели от этого издания никаких финансовых выгод. Будь Шекспир автором пьес, которые ему приписывают, тогда его рукописи и неопубликованные пьесы определенно составили бы его самое ценное достояние. Однако в своем завещании, делая оговорки о подержанной кровати и «большой серебряной позолоченной вазе», он даже не упоминает и не завещает никому свои рукописи.

http://uploads.ru/t/Q/T/Z/QTZCG.jpg

Этого мало. После смерти Шекспира 1616 году не осталось ни одного его портрета. Существенные различия в портретах Друшаута, Чандоса, Янсена, Ханта, Эшборна, Соуста и Данфорда убедительно говорят о том, что эти художники не знали подлинного облика Шекспира. Тщательное рассмотрение портрета, написанного Друшаутом, раскрывает несколько странностей. Энтузиасты бэконовской версии утверждают, что изображённое на портрете лицо представляет карикатуру, возможно, посмертную маску Фрэнсиса Бэкона. Сравнение портрета Шекспира с портретами Бэкона выявляет значительное сходство, и основное различие связано с ретушью. Следует обратить внимание на любопытную линию, идущую от уха к подбородку. Не означает ли эта линия, что портрет в самом деле представляет собой маску, которая оканчивается этой линией? Интересно и то, что голова не связана на портрете с телом, а покоится на воротнике. Самое странное на портрете – это камзол, одна половина которого одета задом наперед. Рисуя жакет, художник правильно нарисовал левую руку, но правая рука развёрнута наоборот. Такой вид изображений был характерен для специальных рыцарских гравюр.

И ещё. В то время как издания Фолио и Кварто подписаны именем «William Shakespeare», все известные автографы актера из Стратфорда читаются как «William Shakspere». Может быть, это изменение в написании означает что-то такое, что проглядели исследователи?

Настораживают и некоторые несуразности в личной жизни Шекспира. В самом зените своей литературной славы он больше всего занят скупкой солода для пивоварения. Да и образ бессмертного Шекспира как заимодавца – это автора-то «Венецианского купца»! И все же среди тех, кого он преследовал за долг, был его земляк, у которого он в судебном порядке изъял неуплаченный долг в два шиллинга.

Между тем на страницах произведений Шекспира мы часто встречаем настоящие розенкрейцеровские послания и шифрограммы. Самый распространённый вид шифрограмм розенкрейцеров – это акростих. Проще всего, чтобы зашифровать имя человека, который должен был незримо, тайно присутствовать на страницах текста, надо набрать его фамилию и имя заглавными буквами строк произведения. Так в первой сцене «Бури» появляется акростих:

Begin to tell me what I am, but stopt
And left me to booteless Inquisition,
CONcluding, stay: not yet.

B   A   C   O   N
2   1    3   14   13 – 33

Так первые три буквы трёх строк дают B A C и две следующие буквы третьей строки дополняют слово до BACON. Любопытно, что число Ф. Бэкона было 33. Сумма числовых значений букв, составляющих фамилию Бэкона, равна, во-первых, 33, во-вторых, мистика числа 33 связана с цифрой возраста Христа, в-третьих, число 33 стало высочайшим числом, отражающим реалии духовной культуры. 22-х аркана Тарота и 10-ти сефирот Каббалистического древа в сумме составляют 32; 33-я ступень образуется с учётом 11-ой непроявленной сефиры Даат. Итак, Сефира Даат (Знание) и даёт полноту числа 33. Естественно, что глава ордена розенкрейцеров должен был быть помечен этим числом, ибо 33 посвятительные ступени тайных общин имеют высшей точкой высшую посвятительную ступень – 33-ю.

33-я ступень всегда соответствует главному мастеру, главе, гроссмейстеру ордена, поэтому Фрэнсис Бэкон имел число 33 в качестве своего мистического атрибута.

На страницах Шекспира иногда демонстрируется, делается прозрачным, как бы навязывается это любопытное число. Так в первой части «Короля Генриха Четвертого» слово «Фрэнсис» встречается 33 раза на одной странице. Для того чтобы добиться такого результата, автор употребил явно неуклюжие предложения, например: «Сейчас Фрэнсис? Нет, Фрэнсис, но завтра, Фрэнсис: или Фрэнсис, в четверг: или в самом деле, Фрэнсис, когда будешь. Но Фрэнсис».
Титульный лист Первого фолио (1623)

Через год после публикации первого Великого шекспировского Фолио был опубликован примечательный том криптограмм и шифров Селенуса «Криптописьмо и Криптография». Год публикации –1624 – совпал с разгаром споров о Розенкрейцерах. Утверждают, что автором тома был Август, граф Брюнсвик. Символы и эмблемы, украшающие титульную страницу, однако, свидетельствуют, что к публикации этой книги приложили руку Розенкрейцеры. Внизу картины изображён вельможа, возлагающий свою шляпу на голову другого человека. Наверху, в овале, огни, по всей вероятности, призванные изображать бакены (beacons), здесь обыгрывается слово «Бэкон» (Bacon). Боковые сюжеты являются тонкими аллюзиями на шекспировские темы. Слева тот же вельможа передаёт бумагу другому человеку, который держит в руке копьё. Справа человек, который до того держал копьё, теперь появляется в одежде актера, пришпоривает лошадь и трубит в горн. Актёр, трубящий в горн, и фигура с копьём ведут к предположению, что речь идёт о Шекспире, тем более что последний слог в его имени и есть копьё (speare в Shakespeare).

http://uploads.ru/t/Z/m/n/ZmnHQ.jpg

Первыми опусами литературного творчества коллектива розенкрейцеров, который возглавлял Ф. Бэкон, были две поэмы, написанные на сюжет Овидия, одна из них «Венера и Адонис». Среди мифологических персонажей есть кабан – родовой знак, родовой тотем Бэкона.
Фамильный герб семьи Бэконов

Кабан в этой первой поэме Шекспира четко даёт понять, кто же был реальным автором. Отсылы к Овидию очень часто встречаются в произведениях Шекспира. Овидий и является главным источником мифологической подпитки розенкрейцеровского творчества.

Среди других авторов, причастных к этому розенкрейцеровскому кружку, было несколько выдающихся литераторов, например, Кристофер Марло, умерший очень рано и бывший для Шекспира образцом для подражания. Не исключено, что Кристофер Марло мог подпитать важными идеями тот обобщённый псевдоним, того мифического автора, который создала группа розенкрейцеров. Во всяком случае, пьесы Марло входят внутрь Шекспировского творчества. Есть прямые переклички, а иногда пьесы Шекспира являются развёртками идей, мыслей и даже целых сюжетов, заключённых в творчестве Марло.

http://uploads.ru/t/1/c/g/1cgjW.jpg

Не исключено, что к этой группе был причастен и Роджер Рэтленд. Он тоже один из реальных претендентов на авторство Шекспировских произведений. Вот как пишет исследователь в своей книге: «Рэтленд побывал в молодости в Италии и учился в тамошних университетах, в числе студентов были два заезжих датчанина, Розенкранц и Гильденстерн, имена двух придворных в «Гамлете». В то же время в «Гамлете» содержатся некоторые подробности устройства королевского замка Эльсинора, которые могли быть известны только человеку, который лично там побывал. Кроме того, во втором издании пьесы в 1604 году включены кое-какие дополнительные черты местного датского колорита». Из этого должно сделать вывод, что одним из главных авторов трагедии «Гамлет» мог быть только Ратленд, который посетил Эльсинор дважды в 1599 и 1603 годах. И много других примеров показывают, что за этими пьесами, сонетами, поэмами, которые подписаны фамилией Шекспир стоит глубокий, мудрый, мощный и – даже не из одной персоны состоящий – автор.

Групповое творчество доминировало в это время. Так для соперничающей группы лорд-адмиралов пьесы писала группа, куда входили Дрейтон, Манди, Уилсон, Хетеуэй. Драматургические опусы, созданные розенкрейцеровским кружком носили характер блестящего капустника, который создавался коллективно. Не исключено, что сам Шекспир, забулдыга, посетитель кабачков, возможно, большой острослов, был автором тех знаменитых хохм, тех достаточно грубых простонародных шуток, которыми насыщены не только комедии, но и трагедии. Обычно выразителями и озвучителями этой народной грубоватой веселой мудрости в шекспировских пьесах бывают шуты и дураки. Возможно, поэтому Шекспир реально чувствовал себя одним из создателей этих мощных произведений. И ему совсем не в тягость было играть роль единоличного автора этих коллективных произведений.

Поразительно, что мистификация длилась очень долго. И вдруг резко прекратилась в 1612 году, что связано с жизнью Фрэнсиса Бэкона, который переходит в пору творения своих самых важных, самых мощных опусов. Он приступает к написанию «Новой Атлантиды» и создаёт философский опыт, касающийся всех наук – «Новый Органон». Известно, что Бэкону принадлежит знаменитый тезис «Знание – сила». Он был апологетом знания и все сделал, чтобы человечество перешло от суеверий к знанию. Суеверия для него – враг, которого он казнит на страницах всех своих произведений. И в силу этого Бэкон, вероятно, прекращает эту литературную мистификацию.

Во всяком случае, Шекспир, реальный актёр, пытается создать пьесу, хронику, посвящённую Генриху VIII, в соавторстве с драматургом, но из этого ничего не получается. Пьеса выходит слабая, весьма заурядная. На этом литературное творчество Шекспира прекращается. Он возвращается к себе в Стратфорд и последние четыре года его жизни – это молчание, уход в небытие, уход во мглу, из которой вышел таинственный автор, которого мы так широко знаем.

Бен Джонсон, английский драматург, современник Шекспира, оставивший воспоминания о нём, говорил, что Шекспир «плохо владел латынью и ещё хуже знал греческий», т. е. практически не знал. А между тем пьесы Шекспира насыщены латынью и аллюзиями греческих реалий. Действие пьес Шекспира часто происходит в античной Греции, в античном Риме, вспомните «Кареолана», «Антония и Клеопатру» и другие. Бэкон не только владел латынью, он писал все свои сочинения на латыни, и затем только эти произведения переводились на английский и французский языки. Надо сказать, что розенкрейцеровская структура – это объединение в основном аристократов, серьёзное мощное образование получали только высокопоставленные господа. И среди них – в силу невероятного интеллектуального взрыва в Англии в конце XVI начале XVII веков образовалась очень мощная духовная элита. Она-то и была основой для орденской структуры розенкрейцерства.

В пятом акте пьесы Шекспира «Тщетные усилия любви» произносится некое чудовищное слово, состоящее из 27 букв – «гонорификабилитудинитатибус». Это слово – совершеннейшая абракадабра по смыслу, на самом деле оказывается одной из математических шифровок, числовое значение букв, входящих в это слово соответствует знаменитому розенкрейцеровскому числу – 287. Эти сложные математические шифровки до сих пор прочитаны не до конца. Такие явные свидетельства, как это необыкновенное слово, лишний раз показывают, что розенкрейцеры хотя и прятались за вымышленного автора – актёра Шекспира, но всё-таки не до такой степени, чтобы совсем не обнаруживать своё присутствие в пьесах.

Бэкон пережил Шекспира на 10 лет. Шекспир умер в 1616 году, а Бэкон в 1626 году. Причем его смерть считается мифической, является мистификацией; реально он прожил, переехав в другую страну, ещё много лет. В Англии он передал управление орденом своим замечательным современникам и последователям Джону Ди и Роберту Фладу. Именно Джону Ди приписывается проект театра, который был прямым предтечей «Глобуса».

Только в этой среде могли возникнуть отождествления Сатаны и Люцифера, игра словами «Саваоф» и «суббота», «радуйся» и «славься». Так – по Шекспиру – Иуда приветствовал Христа. Даже всем известное выражение «Весь мир – театр» является лишь ироническим цитированием трактата Солингиниуса «Зодиак жизни».

Надо сказать, что действовали все крупнейшие мыслители Европы синхронно. В то время когда Фрэнсис Бэкон писал свою «Новую Атлантиду», Фома Кампанелла – великий итальянский мыслитель и эзотерик – создавал свой «Город Солнца». Это же время было прямым продолжением недавно прошедшего по миру Томаса Мора, его великой «Утопии». Шекспир – это только маленькая и скромная фигура среди этой плеяды гигантов духа, гигантов эзотерической мысли, духовной культуры, которые создали коллективно те гениальные пьесы, которые до сих пор радуют современного зрителя и читателя.

«Сотворённое гением будет жить в умах людей… остальное пусть умрёт».

По материалам телевизионной передачи О. Кандаурова «ОАЗИС» (1996 г.) и книг М. П. Холла.

Ссылка