СВЕТ ДИАЛОГА АПОСТОЛА ПАВЛА
Архиепископ Йозеф Барон. Теология св. Апостола Павла в свете Христианского Единства.
– Спб.: Алетейя, 2013. – 632 с.
Книга издана с участием синьоры Валентины Мюллер (Испания).
Книга Архиепископа лютеранских церквей России Йозефа Барона «Теология св. Апостола Павла в свете Христианского Единства» далеко не первое фундаментальное исследование автора о жизни и наследии Апостола Павла, она обращена к представителям Православия, Католичества и Протестантизма, книга рассматривает личность и духовное наследие Апостола как существующий фундамент диалога между христианами различных конфессий. Йозеф Барон не случайно подчёркивает значение именно конкретной, исторической личности Апостола Павла, потому что только подлинно свободный человек может постичь эту грандиозную фигуру и наследие сподвижника Христа: «Многие воспринимаю Дух как некую «силу» или «энергию» (в чём выражается лишь один аспект Духа). Но Апостол его воспринимает, чаще всего, как лицо». Автор также выделяет фразу апостола, вызывающее огромное количество толкований и разночтений: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19). Какие же разномыслия возможны и в чём? На мой взгляд, это чрезвычайно важная постановка вопроса для христианина – быть или не быть диалогу внутри его сердца, быть или не быть вопрошанию ближнего, возможен ли духовный труд становления понимания того, что христианский мир в силах преодолеть разобщения? Ведь во времена Апостола Павла даже и предположения не могло возникнуть о том, что христиане различных течений, представляющие условные Восток и Запад, могут быть глухи друг к другу, относясь к изначальной Единой Церкви. Как свидетельствует Й. Барон, «Святой Дух действует в Церкви, создавая её и наделяя отдельных верующих определёнными дарами (1 Кор. 12:7). Дух – достояние всех верующих».
Всё служение архиепископа Йозефа Барона, с азов, прошло в России. Книга посвящена памяти Папы Римского Иоанна Павла II, известного своей скромностью, например, он не носил полагающейся сану тиары и подчёркивал свою роль прежде всего как «раба рабов Божьих» - Servus Servorum Dei. Книга развеивает бытующее мнение о том, что лютеранству свойственна холодная отрешённость. Автор говорит также о диалоге между людьми в целом, что крайне важно для нашего времени раздробленности и отчуждения, он вступает в диалог с новыми веяниями в искусстве, опирающимися на фундаментальную традицию. Для меня же стало огромной честью и радостью то, что моим скромным стихотворением об Апостоле Павле Йозеф Барон предварил своё исследование, обратив внимание читателя, с помощью викария, редактировавшего книгу, на то, что вместо слов «Ожесточись, пока ослепни…» было бы справедливее сказать: «Очнись от зла, пока ослепни…», ибо, «По контексту “Деяний святых Апостолов” Христос никак не ставил Себе целью и не мог ожесточить сердце Савла»[1] . Обращаю внимание на эти строки потому, что здесь проявилась личность самого теолога «Йозефа Барона, его понимание того, что «разномыслия», зазор между мнениями и концепциями необходим, именно он побуждает к духовному сотрудничеству и движение к Истине, новому прочтению и открытиям в наследии Апостола Павла. Количество исследований, которые цитирует или отмечает в своей книге архиепископ Йозеф Барон, огромен. Все они поданы в историческом контексте, от работ Тертуллиана и Оригена до наших дней. Порой автор сетует на то, что западными богословами написано намного больше работ о наследии Апостола Павла, нежели святоотеческими, приводя в объяснение свою гипотезу: «В то же время, нельзя согласиться со следующим утверждением: на Востоке, мол, серьёзных толкований Апостола Павла никогда и не было. Это не так. Известными в православном мире остаются толкования, сделанные Иоанном Златоустом ещё в IV столетии. /…/ По сравнению с комментариями западных авторов, в особенности протестантских, толкования Павла у православных, как правило, склонны к церковно-целостному, чаще всего, мистически-символическому, даже бесконфликтному пониманию Апостола».
«Наставничество» Апостола Павла в житейской буре христианина крайне важно для каждого из нас, мир повседневности жаждет живого слова. В главе «Подражание Христу. Рождественская медитация» Й. Барон цитирует современного христианского автора, что является одним из многих примеров диалога в самой книге: «Рассматривая однажды каталог картин Айвазовского И. К., показалось ассоциативно-забавным проиллюстрировать его работами эпизоды человеческой жизни». Тема Одиночества может быть сопоставлена, по мнению автора, с «Парусником в море», Ухаживание ассоциируется с картиной «Берег Неаполя. Вид Везувия», Развод – с «Кораблекрушением»… Далее идёт картина хождения Иисуса по воде, столь поразившая апостолов: «Что есть Христианский Корабль? – “Евангелия и Послания апостолов”… – И каково его название? – “Спаситель мира, Христос”. – Непогода? – “Ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию”…
Что из этого следует? – посидим и по-новому полистаем Священное Писание под этой новой картиной».
Да простит меня автор за невольное сравнение, многие строки его читаются как поэтические строфы. Это говорит о том, что жанр его книги – не только теологический, богословский, но и популярный, отчасти даже художественный. Не так ли создавалось Священное Писание, обращённое ко всем душам, жаждавшим прощения и преображения?.. Но много преград и перегородок предстоит отвергнуть душе христианина: «Потому и разрывается она в тяжкой скорби: истина побуждает к одному, привычка побуждает к другому» (Блаженный Августин. «Исповедь», пер. М.Е. Сергеенко).
Рассматривая тему влияния Апостола Павла на Реформацию, нынешний теолог, нисколько не подчёркивая своего превосходства с точки зрения современности, проживает заново вместе с Мартином Лютером и другими реформаторами освобождение от принуждения внутреннего прежде всего, во имя любви и радости в Господе. «И потому его единственным занятием, - пишет Лютер, - является радостное и бескорыстное служение Богу, в непринуждённой, свободной любви». Именно Лютер, впервые после Павла, сделал понятие свободы центральной богословской темой, - цитирует архиепископ Йозеф Барон современного исследователя Герхарда Эбелинга. Кажется, порой голос автора книги тонет в многоголосие мнений и суждений, как голос писателя Достоевского среди страстных утверждений его персонажей, по замечанию философа Бахтина.
Не есть ли сама книга Й. Барона воплощёнием идеи диалога всеединства, к которому призывает автор? Кто может оспорить, что данные идеи, воплощённые в слово пастора, не могут быть разделены христианами различных конфессий? Цитируя слова православного Патриарха Кирилла (Гундяева), отмечающего вослед Апостолу Павлу: «Упование на благодать не должно исключать нашего внутреннего подвига...», автор исследования об Апостоле Павле не скрывает «разночтений» между церквями, например, по вопросу о святых церкви: «Канонизация святых, по мнению традиционного протестантизма, - это не компетенция людей. И вообще, разве имеются “свои” и “чужие” святые?!» Сегодня, как никогда, назрела потребность экуменического диалога, ибо «характер метода у Апостола состоит в том, что его богословствование есть и выражение Того же Духа, действующего в нём, объединяющего теорию с практикой. Из-за этого Павлов метод остаётся не только христианским, но и экуменическим», – пишет автор. Поистине, повсюду проявление «Духа всюду сущего и единого…» (Г.Р. Державин, ода «Бог»), от которого дары и долготерпение к нам. Подводя итоги книги, Йозеф Барон задаётся непраздной мыслью, разделенной с читателем: «Как часто мы готовы к другим христианам отнестись просто как к “сектантам”, их обряды объявить “недействительными”. Но никогда мы не задаёмся вопросом о присутствии Духа и у других…», таким образом, присваивая себе мнимую свободу вынести приговор и забывая слова Апостола Павла: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17).
Алексей Филимонов, член Союза писателей России
____________________________________________
1. Вот это стихотворение:
К АПОСТОЛУ ПАВЛУ
Свет прозревая несудимый,
в Дамаск войдёшь уже другим.
Преображённый в Дух единый,
ты стал апостолом Моим.
Ожесточись, пока ослепни, -
в Дамаске обретёшь стезю,
перековав земные цепи
в свободу вечности Мою.
Узреешь имя серафима,
и Мой необоримый крест.
О, Павел, ты предвестник Рима,
простёртого от горних мест.