АПОЛОГИЯ ВСЕЕДИНСТВА
Крест и христианство: теология Креста для человека, Церкви и её единства.
Епископ Йозеф Барон. СПб., Алетейя, 2007. 344 С.
Крест и диалог. Теология Креста в свете христианского единства.
Архиепископ Йозеф Барон. СПб., Алетейя, 2010. 520 С.
То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам…
Откр. 1:11
Обе книги лютеранского Архиепископа Йозефа Барона – о Кресте животворящем. Обе посвящены проблеме христианской соборности в свете Креста, который кажется незримым и неосязаемым – отчего же Он столь притягивает наши взоры?
Крест знаменует собой распятие и воскресение, – эта мысль Архиепископа Йозефа Барона представляется краеугольной в проблеме понимания Теологии Креста – Theologia Cruсis – которой посвящены работы. В «Тезисах о единстве», завершающих сборник «Крест и диалог», напоминающих о Тезисах Мартина Лютера, говорится о том, что именно препятствует экуменическому диалогу, о том, что раздробленность в материи вокруг Креста закономерна, и пишущий об этом заложник проблемы: «Крест всегда находится над христианами и над их, нередко узкими или неточными, представлениями друг о друге. Автор берёт на себя неблагодарную роль миротворца, предоставим читателю судить о результатах этой непростой миссии. Крест означает для верующих совокупность всего христианского опыта по сравнению с теорией, учением или метафизическими представлениями», – отмечает во вступительном слове И.А.Савкин.
Мне трудно судить о всей сложности и многоохватности постановки проблем в работах Й.Барона, важно то, что филолог по первому образованию, он бережно работает со словами, русским языком, которые суть отголоски Слова.
Между выходом книг Архиепископа Йозефа Барона три года, для истории христианства срок как будто невелик, но книги отличаются по тональности и тем, что сами будто проходят некий путь и ведут к нему читателя. Так и Сам Крест несёт иной отблеск – от вопрошания в первом сочинении – до призыва в настоящем… И эта история Креста – распятия и воскресения Сына через слово пастыря – продолжает разворачивается у нас на глазах, перед внутренним оком. Проблема экуменизма не исчерпывается неким общим, куда все должно слиться. Многообразие в диалоге, вот на взгляд Й.Барона то, что должно объединить вокруг Распятия.
Автор ставит проблему разъединения церквей и внутри протестантизма, говоря о некоем изначальном конфликте в материи – неизбежном и диалектическом: «Протестантизм сегодня, расколотый на многие течения, переживает не что иное, как кризис. Самому лютеранству, не говоря об отдельных случаях, как инициатору реформации, уже давно не хватает тех благих порывов, которые когда-то были основаны именно на событии Креста… Об этом в первой половине XIX в. наглядно говорил великий Кьеркегор. Согласно ему, без переживания духовных ценностей в конфликте любое Христианство остается формальным».
Подобный полнокровный диалог возможен, на мой взгляд, в христианской культуре, (откуда христианский ценности вытесняются новейшим «постмодернизмом», отрицающим иерархию ценностей и градацию мира), которая исторически диалогична и может быть своего рода скрепляющим элементом или объединяющей формой для самых непримиримых конфессий, как пишет Й.Барон: «“Полнота” соборная или кафолическая, в исторических условиях означает, в первую очередь, развитие внешних, или культурных форм Христианства».
Более того, таким пространством может быть и является Русская поэзия – наш ренессанс и реформация – изначально напитанная духом христианства. И дело не только в самих произведениях, таких, как переложения псалмов, с которых начиналась М.Ломоносовым русская светская поэзия три столетия назад, или оды Г.Р.Державина «Бог», стихотворения М.Лермонтова «Сон», пушкинского «Пророка», тютчевского «Не то, что мните вы, природа…» и сочинений многих других авторов, вплоть до настоящего времени. Таково пространство русской земли, русской мысли, знаменующей распятие во всей полноте человеческого и теургического смысла, ибо, как писал Ф.Тютчев и вторит ему Й.Барон, говоря о кеносисе и уничижении Христа не только в мире, но и в языке –
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.
Готовы ли мы быть уподоблены Христу воскресшему, к чему призывал апостол Павел? Крест, как и «обоюдоострый меч» Откровения из уст Победителя Мира, символизирует своей жизнью единство распятия и преображения ради жизни вечной, где одно невозможно без другого. Об этой жертве Иисуса Христа, собирающего христиан на грядущий экуменический пир братской любви, где «видимая» и «невидимая» церкви – по А.Хомякову – сопутствуют друг другу, свидетельствует Архиепископ Йозеф Барон в своих произведениях, навеянных Духом извне, ибо, как отмечает автор, «спасение, согласно формуле Лютера, “всегда находится вне человека и ради человека (extra nos et pro nobis)”».
Словно о семи церквях изначальных, которых может символизировать звёзды Ковша или Чаши созвездия Большой Медведицы, писал вечный изгнанник писатель Владимир Набоков:
Семь звёздочек над нами встали
и указали путь к земле.
И в этом вечном возвращении к Истине путь крестный и воскрешающий. Каждая страница книги Архиепископа Йозефа Барона о Кресте всеединства и братской любви, существующем через общение христиан.
Алексей Филимонов, член Союза писателей России