«И чем случайней, тем вернее…»
Архаика и авангард жанра поэтической видеоимпровизации
В искусстве дух обретает форму. В поэзии это текст на бумаге или в виртуальном пространстве – нас так приучила эпоха Гуттенберга, печатного станка. Но бывают и другие виды поэзии – например, поэтическая импровизация, о ней красочно написал Пушкин в «Египетских ночах», выведя в образе итальянца, к которому внезапно приходит вдохновение, поэта, не утратившего связи с высшими силами. Он сочиняет мгновенно, при слушателях! Сегодня мир обогатился компьютерными технологиями, и к архаике поэтического жанра, когда лирик, скальд, друид или шаман разговаривал с духами и стихиями, присоединилась видеокамера, запечатлевающая эту импровизацию! Поэт держит магическое зеркальце в руках, направленное на него объективом, и сам автор (что значит «я – второй»), слагает спонтанно строки, переводимые в цифру. В кадр попадают случайные прохожие, крики птиц, происшествия. Автор видеоселфи – это поэт, режиссёр, сценарист, оператор и лирический герой в одном лице. Таков подлинный авангардизм жанра видеоимпровизации, сочетающий допотопную архаику сочинительства в подражание звукам воды и животных – и новейшие разработки, которые буквально на наших глазах внедрены в жизнь на рубеже миллениума. «И чем случайней, тем вернее Стихи слагаются навзрыд», – писал Борис Пастернак, вторя пушкинским строкам: «Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, В заботах суетного света он малодушно погружён…» Но поэзия рождается не только в дубравах и на берегах широкошумных волн, она является в любое мгновение, и её вестник требует и умоляет нажать кнопку видеозаписи – в толпе ли, во мраке при свече. Так рождаются поэтические видеоселфи – от импульса одной, двух, трёх строк, и вот уже сложено рифмованное стихотворение за минуту, в данном случае это мой палимпсест пушкинских строк, выложенный на ютубе*:
ПОКА...
Пока не требует поэта
Ни Аполлон, ни Посейдон
К священной жертве вне ответа,
Он в малодушность погружён.
И мнится, люди - отраженья
Его, и сонная душа
Всё ищет вечного круженья,
В беспечной бездне вороша.
Но только Глаз коснётся свыше,
И ухо станет как звезда,
Глаза зажгутся, он - услышит,
И строчки сложит вам тогда, -
Пусть иногда, пусть чрезвычайной
Эпохи, ждущей забытья,
Прозренье остаётся тайной,
А с ним душа - почти моя.
селфи, видео, импровизация
8 августа 2020 г.
Санкт-Петербург
Что есть в данном случае форма, а что – дух? Не является ли поэт Нарциссом? Здесь более загадок, чем ответов… Древнегреческая мелика предшествовала драматическому жанру, предвосхитив рождение хора и антистрофы иного «я». Но не заложена ли в видеоимпровизации попытка диалога на новом витке с иным – как человеческим, так и высшим началом? Поэт – путешественник во времени, за десяток секунд съёмки мир вокруг меняется, и сам автор становится другим, частично пересотворён по образу и подобию стиха-творения.
В этом жанре идея литературного направление «вневизм» обрела свое воплощение ровно через десятилетие, 10 июля 2017 года. Мистический или гностический символизм – так можно назвать стилистику новейшего жанра, где оболочка и наполнение едины. А какое место здесь занимает условно воплощаемая реальность, имеющая цвет и вес, дату и точку присутствия? Именно синтез реального и запредельного, яви и потусторонности делает новый жанр неразгаданным и в то же время угадываемым по традиционной структуре стихосложения ямбов, хореев и трёхстопников. Возможно, порой не совсем точная, акустическая рифма отличает новый стих от неоклассического «бумажного». И конечно, сжатость дум, разворачиваемых за мгновения в условную сценку посреди леса или шумной улицы. Некоторые видеоимпровизации ложатся на бумагу, а иные звучат выразительнее перед камерой. Ибо неисповедимы пути музы, мимолётной и вечной, даровавшей русской поэзии великое чудо гармонии музыки и образа.
Дельфы поэзии приглашают в гости сегодняшний Петербург и любое место на земле, где благоухает майская ветка сирени в прозрачных сумерках надежды на расцвет русской поэзии. Об этом – мой традиционный стихотворный отклик:
Шаманский дух
В моих воскресших селфи,
Санкт-Петербург
И огненные Дельфы.
Материки,
Которых нет в помине,
И у реки
Награда благостыни -
Импровизаций
Неземные звенья
И цвет акаций
Майского прозренья.
28 июля 2020 г.
Прыжок в прорубь – чтобы вынырнуть к свету – и нет ни мгновения на остановку либо чрезмерное осмысление записываемого, – такое открытие неизвестного в привычном мире дарит нам видеоселфи. «И чем случайней, тем вернее…» мерцает видеозапись, принадлежащая уже вневременью. В зрачке смартфона – целый мир – вбирающий автора и его эклектичную эпоху, чтобы запечатлеть мимолётную сущность бытия. Так мир был изобретён Словом из прообразов в амальгамах эфира.
* https://www.youtube.com/channel/UCUeLOR … GL1KfGXhg/
Алексей Филимонов