ВНЕВИЗМ Новое литературно-философское направление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ВНЕВИЗМ Новое литературно-философское направление » Петербургская комедия. Поэма А. Филимонова » Петербургская комедия. Поэма в терцинах А. Филимонова


Петербургская комедия. Поэма в терцинах А. Филимонова

Сообщений 31 страница 43 из 43

1

Новый форум - Начать новую тему

31

ВЕЧЕР ВЕЧЕН

Не просит вечность подводить итоги, -

Они идут, на них златые тоги,
На первых посетителях земли,
Но кто они - изгнанники иль боги,

Чьи догнивают где-то корабли,
Которые мы приняли за камни?
Материю меняя на рубли,

Застряли мы... На что тогда века мне,
Коль иллюзорен путь, и сон как встарь
Торопит, молит, бодрствует стихами,

Которые не в силах пономарь
Запомнить и к утру над синей тучей
Развесить, рядом поместив букварь

Неведомых читателю созвучий,
Запечатлённых в литерах сквозных?
Бутылка запечатана на случай,

Из-под вина сухого, сложен стих,
И по Неве прапамяти к большому
Отправлен Слову. Аз один средь них,

Средь шифровальщиков стремлюсь к иному,
К потусторонности всебытия,
В тоске по не построенному дому

На краешке Вселенной, где семья
Изгнанников и прежних дивергентов
Едина, и вокруг мои друзья.

...След за идущими лилов и фиолетов,
Несущими сосуды высоты,
Сиренев отсвет маленьких предметов,

А на огромных - синей высоты.

20 апреля 2017 г.

Петербургская комедия. Поэма в терцинах А. Филимонова

32

ЧЕЛОВЕК ПОДОКОННИКА

Себя узнаю в зареве своём,

Там - водоём, а после окоём,
Души, которой надобны приметы
О том, что всё не зря, и всё путём

Идёт отличным, словно ход кометы,
Не страшной, предначертанной, дневной,
А по ночам, когда шаги воздеты

К иному алтарю, за пеленой
Земного чада и преображений
Понятного в размытое волной.

Так наш герой в эпоху отражений
Устал быть не собой. Или собой?
Подпольный человек в эпоху жжений,

Соблазнов и ведомых на убой
Идеи и непонятного томленья.
Все за тобой потянутся гурьбой,

Когда ты станешь тенью разветвленья.
Замри на подоконнике, цветок,
Глядись в Фонтанку за окном, в теченье

Несуетном, где обронил Восток
Живую рябь стихов и вдохновенья,
Гирлянду для Праксителя, венок

Вне пустоты и суетного зренья.

24 апреля 2017 г.

Петербургская комедия. Поэма в терцинах А. Филимонова

33

ПУРГАТОРИЙ*

Я обогнул двух бредящих сеньоров,

Слегка прислушиваясь к разговору,
Признаюсь, что подобное и мне
Случалось, как непойманному вору,

Произносить с собой наедине,
Я говорю о призрачной идее,
Так вот приятели, как в полусне,

Выкрикивая мысли и потея,
Беседовали о рожденье вне,
О жизнях прошлых, где блестит потеря

Чего-то важного, и о другой стране
Иль стороне, в ней грезят воплотиться
Бестенным оком, что неясно мне.

Я заношу их трепет на страницы,
И замечаю, что пишу пером,
Железным, проницающим границы

Бумаги желтоватой, и проём
Дверной приотворяет полусны.
Вселенная - всего лишь окоём,

Бессмертия, где мы царить должны
Вне форм и бесконечных воплощений,
И падать вдруг в объятья тишины,

Не ведая ни формул, ни значений,
Вне матрицы и призрачных оков,
Проекции судеб и отречений,

Нас ждёт прозрачный, отрешённый кров.

4-5 мая 2017 г.

*Пургаторий - (лат.). Чистилище, место, где души праведных оканчивают искупление грехов, совершенных в течение жизни (по учению катол. церкви).

Петербургская комедия. Поэма в терцинах А. Филимонова

34

ГРИБЫ

Грибы как диссиденты прорастали,

Из праха созданы, а не из стали,
Взломав асфальта жирную икру,
И я, присев на корточки, детали,

Заглядывая в тёмную дыру,
Рассматривал пластинчатых существ,
Строенье бледное, в чём постигал игру,

И созерцательности влажный крест.
Наследственность в раскрытии деталей
Моём сквозила среди прочих детств.

Грибы - подобье райских гениталий,
Где всё цветет, и аромат нежней
Благоуханья будущих азалий.

Грибы мне предсказали от корней
И даль, и близь, и низкое, и свыше
Предписанное сумеркам теней.

Я различал грибы на ржавой крыше,
Когда в закатном мареве ясней
Над силуэтами бродяг маячил рыжий

Внезапный отблеск трепетных огней,
То был грибник и ставленник грибницы,
Он пуповиной породнился с ней,

Незримой цепью синей огневицы,
Вот почему остался в проводах
Сей полустон Москвы, полустолицы,

Другою половиною - впотьмах,
В земле, в гудроне, в крыльях мотыльков
Проточных, не сгорающих в веках.

Грибы переживут бетон оков,
Что станет прахом в тёмном постоянстве,
И выйдут на простор материков,

Являя нерастраченное братство,
Преодолев гудрон, и лёд, и взор,
Что облекает в эхо самозванство.

Грибы взошли из нелюдимых пор.

11 мая 2017 г.
2:22:40

Петербургская комедия. Поэма в терцинах А. Филимонова

35

ТЕНЬ У РЕКИ

Сгустилась тень у тающей реки,

И ей вослед глядели рыбаки,
Перешагнувшей валуны гранита,
Но кто сказал ей: - Прошлое реки! -

Вослед, предубежденно и сердито?
А тень шагала по обрывкам фраз,
По глыбам льда и по осколкам быта,

И разносился по Неве рассказ,
Не начатый в чистилище невольных,
Пока луны не засветился страз.

А сколько здесь божков смодовольных!
Он уходил по льдинам в никуда,
И лед топился при словах конвойных,

Ему сверливших спину, невода,
Что вмерзли в глыбы, разрывал он страстно,
Без видимого для людей следа,

На силуэт взиравших сладострастно:
Потонет? Иль раздавлен будет там,
Почти на середине, в день ненастный?

Но он исчез, растаял. По углам
Позёмка выла. Столп казался башней,
Прозрачной, намекаемой всем нам.

Что он хотел запечатлеть над пашней,
Куда бросаем семена вне срока,
Но тлена ради? Минул день всегдашний.

Над суетой взошла ладья пророка.

22-28 июля 2017 г.

Петербургская комедия. Поэма в терцинах А. Филимонова

36

ЛЕДЯНАЯ ЛОДКА

Рыбак на лодке и по льду, -

Мне кажется, что я в бреду,
Иль это бредит он, сердечный?
Туманно, на его беду.

Стремится к пристани он вечной,
Закинул удочку чрез лёд,
И даль сиренево-беспечно

Скалистым берегом плывёт.
Где набережная? Привычный
Вид ускользает от высот,

Зарёю натуралистичной
Он будет возвращён сюда,
Где перемешан блеск античный

С падением, здесь всё - вода,
Нам оставляющая блёстки,
Они для урок что руда,

А сон - в побелке из извёстки.
- Что выловили, капитан?
Сиреневый, как Маяковский,

Тот отвечает, полупьян,
А голос в саване, морозный,
Кричит в полупустой стакан,

Куда пролит алмаз межзвёздный...
Гляди, а это ведь не лёд,
Но иней, полусвет, где розы

Столь сини, в синеву уйдёт
Сей незнакомец, и стихия
Отчалит, в бездну перейдёт,

И силуэт спасёт Россия.

28 марта 2018 г.

Петербургская комедия. Поэма в терцинах А. Филимонова

37

ВОЛАНД НА НЕВСКОМ

По Венскому прешпекту, невидим,

Шагает Воланд - свита вместе с ним:
Огромный кот, Фагот и Азазелло,
И кто ещё? Пока не разглядим.

Прохожих озирают то и дело,
Поплёвывая в сторону авто,
Насквозь проходят через чьё-то тело,

По ходу им понравилось пальто,
Мужчины, но его не умыкнуть,
Одежду не натянешь на ничто.

Санкт-Петербург – открытие и путь
Его желче-каменная болезнь,
Где Аполлон – фигляр, не обессудь,

Читатель ловкий, ты познал что есть –
Не более забавы из картинок,
Итак, прохожих нам не перечесть,

А всё же Воланд почесал затылок
Под котелком, он насчитал штук шесть
Мужских типажей; с градом в поединок

Вступившая команда, ровно в шесть
Заходит в “Елисеевский” известный
Сантагрюэль*, готовят Брамы месть,

Слепит Фагот, перекрещённый бездной,
Бойцы бойцам укажут на бойцов,
Будь он приезжий гопник или местный.

Над Гневским закружился прах отцов,
Завьюжило золою перелески,
И пир начался страшных молодцов,

Укравших апельсины и подвески,
Поджёгших магазин и скотобойню,
Плакатик Третьяка с Уэйном Грецки,

Орехов грецких давших китобою,
Фланировавшему с морским котом.
Прохожие скучали по брандсбою,

Струёю разогнали их потом.
А что Сантагрюэль? Обжора трезвый,
Он захватил колбас и «Суп с котом»,

Законсервированный в туесок железный,
И Воланд свистнул: “Смоемся, айда”, -
Упала только шпага в день воскресный,

Клинок её сковали холода,
И льдом внезапно затянулся Невский,
И падал снег вне страха и стыда,

Фагот и Азазелло деревенский
Несли поклажу, застывая вмиг,
Звезда плясала в нёбе по-немецки,

Тут рыцарем наполнился двойник,
Крыла прорезались у всех, и даже Гелла,
Преодолев смущение и тик,

С кровавым ртом парила оробело.
Был “Елисеевский” огнём томим.
“Мессир, на Рим? – Фагот спросил несмело, -

А вдруг его мы тоже покорим?”
“А чем не Рим Петрополь среди скуки? -
Ответил Воланд, в бездне полузрим.

– Мы повторим прилёт, и счастья муки”.
Икара кара в арке и Карим
Абдул-Джаббар перенимает звуки,

Блеснув очками, аки серафим.

* От имён Санта и Пантагрюэль.

Февраль 2017– 28 мая 2020 г.

Петербургская комедия. Поэма в терцинах А. Филимонова
Литераторы.
Иллюстрация к подарочному изданию «Мастер и Маргарита».

38

СЭЛЬФИР*

Там неприкаян главный моторист,

Он различает первозданный свист,
Мотор его наматывает кряду
Четыре тыщи раз, так пианист,

Заучивая томную балладу,
Дубасит по портретам чёрно-белым,
И я сушу гортань, творя руладу,

И выпеваю вопреки пробелам
Земное селфи сонным зеркалам,
И отражаюсь мелосом - не мелом,

С любовью к арбалету пополам
С нечаянною встречей с двойником,
Я верю не своим - его глазам,

И явь за мною смотрится тайком
В степное зеркальце полуайфона,
Полуандроида, и сквозняком

Я выхвачен из замкнутого дома,
Едва из матрицы не выпав на ходу,
Ведь голограмме явь не вся знакома,

Вот отчего по брезжущему льду
Бредём, кино снимая вне закона,
Импровизируя почти в бреду.

Но нет! Сознанье на пределе слуха
Богам внимает, и провидит духа
Глагол - нежней души и легше пуха.

Мне рифму "свет" подсказывает муха,
Эфир разлит вне видимых примет,
И дышится легко в экране звука

Средь шепчущих в прозрении планет.

* Сэльфир - эфир видеоселфи, откуда приходят слова и образы.
10 июля 2021 г.

Петербургская комедия. Поэма в терцинах А. Филимонова

39

Часто встречающиеся неологизмы в поэме позволяют говорить не только о тайном языке (Языке Птиц), но и о фантастичности произведения. Ошибается тот, кто относится к хорошей фантастике, как к лёгкому и несерьёзному чтиву. Писатели-фантасты предсказали множество событий, которые исполняются сейчас, прямо у нас на глазах. И поэты в этом нисколько не уступают авторам, написавшим основательные фантастические полотна. Могу только догадываться о причинах быстрого претворения в жизнь событий, вещей, технологий и прочих волшебных атрибутов, о которых мы могли читать в сказках или смотреть фильмы.

Здесь уместно вспомнить Сухраварди и его «Язык муравьёв». Если Язык птиц – это язык посвящённых, то Язык муравьёв – язык профанов – людей, занятых только материальными благами, не постигших простых духовных истин или «заснувших», потерявших память и осознанность.

Подумалось, что, возможно, поэт или писатель, пишущий на языках доселе неизвестных, невольно попадает в высшие сферы, где уже всё есть и прошлое, и настоящее, и будущее, и захватив с собой всё, что позволяет ему уровень развития, талант и способность прочитывать «небесные знаки», приносит и описывает людям в фантастической манере будущность Мира и Человека. То есть роль неологизмов в поэме несомненно важна, и как видится, не снобизм двигал автором, а желание как можно точнее описать Миры, которые он видит.

Светлана Большакова

Петербургская комедия. Поэма в терцинах А. Филимонова

40

ОР

Как мужики беснуются в ночи!

И бабы там. Да ты хоть не кричи...
Гортань и пасть напастью нам во двор,
Петры вопят, а с ними пал(а-ы)чи.

(В засаде промолчит вселенский вор.)
Да плюс автомобилей трындычанье,
Как сор, переполняет воздух ор,

Камена точит каменные зданья,
Сарай, и холм, и насыпь, и курган,
И самые основы мирозданья,

Орут биндюжник, стерва, уркаган,
И пьяница, готовый на закланье
Махнуть в зиянье - прорван балаган,

В сквозном урчанье бездны - душ алканье,
Кровь собирая с бездны площадей,
И размягчая ткани в назиданье,

Творит из горожан "извне людей",
разбрызгивая плазму на панели,
Они орут, и властвует халдей,

Так кажется ему - столь озверели
Земные числа. Дать по голове
Бутылкой или скрыться в акварели
Небес - в первопричинной синеве,

Где с нами куренные сограальцы,
Пропитана сосною в голове
Святая шишечка, незримые страдальцы,

Былые тени, шум как паразит,
От молнии текут неандертальцы,
И гром судеб разносит индивид,

Громокипящий сам в аду болотном,
Трубы звучанье искажает вид
Для ангелоида в полку пехотном,

И, строевую песню затянув,
Бомжи и демоны в саду дремотном
Вороны хриплой отворили клюв.

А тишина парит в лазури чёткой,
Предоставляя воспарившим люфт
В сиянье перьев голубицы кроткой.

12 июля 2021 г.

Петербургская комедия. Поэма в терцинах А. Филимонова

41

ТОТ И ТОТ

Я переписчик незаметный, тот,

Кто в окружение бредящих забот
Искал сверхлаз - отдушину в тени,
Когда меня нашёл незримый Тот,

Мне улыбнувшись: "На скрижаль взгляни,
Прикрой глаза очками от знаменья,
Так что молчишь - хоть букву оброни

В сиянье ослеплённого мгновенья".
И Аз промолвил: "Я почти вне я,
Реторты принимая озаренья,

Хай правит Римом Апокалиствичий*,
Твоя ведёт за формы форм стезя,
Где образ мой великолепен птичий,

Как жаль, что заглянуть за край нельзя -
Но есть Слова и Слово ради смысла,
В нём звук и свет, и вечности дитя,

Играющее на проспекте в числа,
В песочнице, где кварцевый песок
Часов, они по сути коромысла

Меж да и нет, ты скажешь, путь жесток,
Когда вверху всё то же что внизу...
Оспариваешь? Запад и Восток

Подобье неба и земли, и я несу
Как манну, весть для воплощенья здесь..."
И далее я сам произнесу,

Поскольку он истаял аки взвесь,
Как пепла горсть и персть иной страны...
Тепла, туманна и тлетворна лесть,

И Апоколесничий** видит сны
Голгофские, исполнены страданья -
За равнодушие мы прощены,

Но из пращи летит осколок зданья,
И маскарон взрывается в пути,
Не долетев, не выпев оправданья

Потопа ради в клюве и в горсти.
Так птица-человек пытает нас,
То ждёт в раю, то требует взойти

Ступенями, где факел не погас,
Обогревая и пытая снова
Пред звёздами, чья полынья сурова,

И дышит льдом и чёрным сном - основа
Для Апокаресничего*** цветов,
Там иней расцветает волей зова,

И радугой благоухать готов
Изюм руды, наполненный закатным,
Пророчащим стихи из новых слов,

Нектаром песнопений благодатным.

* Апокалиствичий - ответственный за "сумрчаный лес"  (см. "Божественную комедию" Данте. гл. 1) Апокалипсиса.

** Апоколесничий - возница и лесничий Апокалипсиса.

*** Апокаресничий - прозревающий сияние камней Вечного града.

16-19 июля 2021 г.

Петербургская комедия. Поэма в терцинах А. Филимонова

42

ВЕЩЕЗЫК

Учи язык соцветий и планет!

Я думал нем, но нет, любой предмет -
В нем шепот лёгкий, а порою крик
И ликованье скрежетом в ответ,

И стук, и вопль, и свист, и хрип, и рык
И нежный окрик, перезвоном чаш,
И перед вещью предстаёт двойник,

И вещи выдыхают звонко: "Наш!"
Пока антиматерия пуста,
Колокола взывают: "Отче наш!"

Материал читается с листа,
Печатаясь на принтере души,
Вещь явлена как образец холста

Художника в зарамочной тиши.
Кому-то вещь, другому только треск
И дикий вопль из глубины: "Круши!"

Осколки, зазеркальный переплеск,
Совок, ведро, незримые тенета
Игрушки, подступающий бурлеск,

Айфон разбит, и проступает Лета
В Неве, антиматерии Сам-сон
Наброшен на цветенье бересклета,

Велосипед ржавеет, вышел вон
Хронометраж, и Хронос унесён
Волной, а может быть, он сам - айфон,

Един в ста лицах лицах, лиственницах где-то,
Колышимых и духом, и душой.
Жизнь вне вещей - опаснее предмета,

Поднявшего мятеж воды большой,
Потоп смывает вещный мир отсель,
Людей хлестая водяной вожжой…

Готовится купель и правит хмель,
Нам обещая вещи в полусне,
И на закланье будущий апрель

Велосипед мне купит в тишине.
Да, вопиют предметы, видя нас,
В запасниках витийствуя в вине —

Так виноваты пред стихами глаз,
То ливень воспевающих, то соль,
То немоту таящих про запас.

Предмет и вещь переживают боль.

19 - 23 июля 2021 г.

Петербургская комедия. Поэма в терцинах А. Филимонова

43

СИРИНОЛОГИЯ

Наблезианство утоляет глад,

Добавь - духовный - и очнёшься, рад,
Пред изумрудным птичьим плавником,
За ним кентерберийский зоосад,

Заглядывая вместе в рай тайком,
Торопитесь воскреснуть... Но скорей
Восстанет автор песен сквозняком,

Уже воспетый волею морей,
Исследователь - вечности тапёр,
Подыгрывая чаянью зверей,

Урчащим псам, он вызван на ковёр,
Намазавшийся маслом для ума
Соперник верткий, сеющий разор,

Пока борцов не разлучит зима:
Она - эфир судьбы для новобранца,
Прапамять - быстротечности тюрьма.

Мой одноклассник не снимает ранца,
Он рыж и тощ, а матушка бледна,
Мол, сын при помощи протуберанца,

Карьеру совершит, его жена
Мила, верна, проста и нестроптива,
Хозяйственна, как полная луна.

А что Набоков? Ждущий терпеливо
То бабочку, то носорога жу...
Не дописать - сознание горделиво,

И всё сворачивает за межу...
Обочь Набоков... Сирин сиротливо
Строчит, сердечный... Боле не скажу, -

Про ад, вестимо, и перо что грива.
Он держит в клюве изумруд души,
В голубизне фасеточной залива.

Набоков, Сирин ли? Не спи - верши!
Неутолимы шахматы, на суд
Ведут фигуры в сумрачной тиши,

Задача-рок, прозренье в ней и  труд,
Импровизатор Лужин подсказал
Решение, исполнив тихий бунт,

Вовне - доска и шахматы. Вокзал.

26 июля 2021 г.
Алексей Филимонов

Петербургская комедия. Поэма в терцинах А. Филимонова


Вы здесь » ВНЕВИЗМ Новое литературно-философское направление » Петербургская комедия. Поэма А. Филимонова » Петербургская комедия. Поэма в терцинах А. Филимонова