Волшебное начало года с новой книгой поэта, литературоведа, основателя литературно-философского движения «вневизм» Алексея Филимонова под названием «Видео Д’Эльфы поэзии» (анаграмма «видеоселфи» и «эльф»), которая включает следующие разделы: «Живопись двуязычия», «Логосвятие», «Скамейка синевы», «Посвящения», «Тени синего моста», «Эфиролган».
Думаю, парадоксальность и необычность жанра поэтической видеоимпровизации заключается в сочетании архаичной формы поэзии с современной цифровой эрой. Камера смартфона фиксирует сакральный момент создания стихотворения, его приход из горнего мира в наш материальный мир через личность поэта, который в данном случае лишь посредник между божественным Логосом и людьми. Именно поэтому видеоселфи редко несут на себе печать личности автора, его сознания и жизненного опыта, в большинстве случаев они являются иррациональными посланиями из вне. Об этом говорят и строки стихов из сборника:
Молчание видеоселфи –
Синдром пустоты бытия,
Где атомы Богом раздеты
И тень отразилась моя.
Как всё, что относится к вечности, видеоселфи меняют понятие о времени и пространстве:
В селфи будущее сжато
И минувшее в горсти,
Только время таровато,
Шепчет бездне: «Отпусти!
Целый раздел в этом сборнике посвящён библейской теме. Приведу хотя бы одно стихотворение:
Здесь ли Христос проходил?
Тут ли невидимый Бог
Солнце макнул в сон чернил,
И прошептал: "Стих неплох.
Ты начертай в облаках,
Просто пиши для людей,
Я исчезаю в веках, -
Канул в витраж площадей.
- Видеоселфи пиши,
И помяни обо мне".
Тонет Господь для души
Ради восстания вне.
Алексей Филимонов часто посвящает стихи выдающимся писателям, поэтам, музыкантам. В этот сборник включены видео д’эльфы, посвящённые Пушкину, Лермонтову, Достоевскому, Набокову, Блоку, Гумилёву, Есенину, Цветаевой, Рахманинову, Кирову, Горбовскому, Цою. Выпишу себе два из них: «Памяти И.Ф. Анненского» и «Гумилёву».
Памяти И. Ф. Анненского
Я люблю увядание парка,
Когда осень слагает листы
Нотных знаков, а бледная парка
Избегает пока суеты.
Лист к листу, и ложатся детали,
Полутени и сны на скамье,
Чёрных веток беспечные дали.
Бытие? Нет почти вне и вне.
Эта музыка - просто осинник
Сделал паузу в синих стихах,
И поэт на излёте России
Признаётся в невинных грехах,
Что уснул на закате нездешнем,
Тот томил, и вокруг вороньё
Поднималось в вишнёвый и вешний
Уплывающий мир, где ничьё
Предначертано имя безвольно.
Остывающих рук колдовство –
Иероглиф мечты своевольной:
Торжество и опять... торжество.
Гумилёву
Лампада сердца не потушена,
Я выкликаю Гумилёва,
Чьи откровения воздушные
Нам сообщает Бог и Слово.
Он сам теперь в блаженстве истины,
Стихи слагая о бессмертии,
На землю просится таинственно
И обещает нам восшествие.
О, Николай! Среди пожарища
Ты стал символом предстояния
И откровения, - товарищи
Тебя сменили в час познания.
Многие поэтические импровизации в этой книге говорят о любимом городе – мистическом Санкт-Петербурге (Сантагрюэле, Санкт-Селфиграде). Они помещены в раздел «Тени Cинего моста». Мне больше всех запомнилось вот это:
Здесь камни экзистенциальны,
Иду походкою сквозной,
И ветерок исповедальный
О чем-то шепчется со мной.
Но я ведаю сомнений,
Подсказка мне - о, Боже мой! –
Здесь столько книг и наслаждений,
И город пьян самим собой.
И Невский требует прочтенья
Всё тех же плит, которых нет.
И город тает в упоенье:
Ему не нужен сей поэт.
Сам Алексей Филимонов даёт разные определения феномену видеоселфи. Это и «стихия цифровой ленты яви и снов», и «музыка земли и облаков, облечённая в человеческий голос, и «проявление невидимого, неслышимого, неосязаемого и непреходящего».
Для меня и удивительно, и закономерно появление такого необычного жанра в литературе, когда «бесстрастный глазок очеловеченной на мгновения съёмки видеокамеры смартфона становится оком вселенной, запечатлевая эзотерические части эпоса».
Юлия Реутова - набоковед, драматург, романист.
#юлияреутова #набоковед #алексейфилимонов #литература #искусство #поэзия #стихи #спб