СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В НАС

Евгений Вербицкий. О веке Серебряном, светлом и близком. Статьи о классиках 20-го века, стихотворения: 2008-2014. Германия, Gesamtherstellung Edita Gelsen e.V. 2014

Новая книга Евгения Лейзерова необычна: это книга памяти поэтов Серебряного века и наших современников, тех, с кем поэт и литературовед общался лично, это Дмитрий Владимирович Набоков, сын знаменитого писателя, Ольга Бешенковская, прожившая последнюю часть жизни в Германии и другие талантливые люди.
«Серебряный век – своеобразный, уникальный период  в  российской  словесности,  когда  были  разрешаемы многие  противоречия  в  области  языка,  стиля,  концепции изложения. И совсем не случайно, что именно поэзия становилась  первоисточником  всех  преобразований  и  поэты создавали мощную генерацию всевозможных «измов».
Серебряный век по мнению литературоведов заканчивается 20-30 годами XX века. Ввиду этого автор к знаменитой  четвёрке  –  Ахматова,  Мандельштам,  Пастернак, Цветаева – добавил Булгакова и Набокова: Мастера и последнего  представителя  Серебряного  века.  Их  творчество вносит особый колорит, звучит музыкой Поэзии» - пишет автор во вступлении, и с этим нельзя не согласиться, добавив только, что Серебряный век продолжается благодаря читателю и творчеству тех, кто ощущает его творцов живыми и близкими.
Это небольшие, но насыщенные эссе, записи докладов, стихи о трагических судьбах русской словесности, ВОСКРЕСШЕЙ И ВОСКРЕШАЕМОЙ из пепла и забвения – то, что образует единую сеть пульсации вечно живой «русской ветки» на мрамором могильных плит, по выражению Владимира Набокова.

О веке серебряном, светлом и близком,
о классиках вещих веду свой рассказ,
которых я вижу всегда – обелиском
российской словесности в значимый час!

Их Пушкин всегда был кумиром, оплотом
и песню его продолжали они
по самым глагольным да жгущимся нотам,
таким приснопамятным – в каждые дни!

И Пушкина также писательским оком
ценили, любили Булгаков, Набоков. 

Серебряный век, оказавший огромное влияние на Набокова и представителей более поздней волны эмиграции – с нами, участвует в нашем диалоге с городом и миром. Автор подчеркивает эту мысль – она растворена и в особой лирической ноте книги:

По всем приметам солнечных планет
давно ты понял родственный сюжет,
что «се – поэт» прописан на челе
молитвой Господа о страждущей Земле.   

          09.04.2013   Констанц

Германия является одним из центров русской культуры, как это было и в набоковское время. Собираются, стягивают вещи, предметы, воспоминания – как и было предсказано Владимиром Набоковым в его первом романе «Машенька». Великий Новгород, Констанц, Санкт-Петербург, Вологда, Омск, Переделкино, Дивеево – таков путь паломничества музы Евгения Вербицкого в последние годы, его «страна стихов» (В. Набоков) и новых открытий и догадок о судьбах и поэзии классиков 20-го столетия, где светлая печаль неотделима от духовного преображения:                                               

ПОСЛЕДНЕЕ ЭХО ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА *

Дмитрий Владимирович…
                                              Вот и не стало Вас,
вот и расстались, родной, навсегда…
Век девятнадцатый, с Вами растаял он,
как угасает на небе звезда.

Век девятнадцатый виделся в облике:
с Папой похожи Вы были во всём.
Как же уютно за шахматным столиком – 
Папиным эхом наполнен Ваш дом.

Папиным эхом, что Вы передали – 
россыпь рассказов, романов и тем.
Дмитрий Владимирович…
                                              Светлые дали,
век девятнадцатый скрылся совсем.

* 22 февраля 2012 года в Монтрё (Швейцария) умер единственный
сын Владимира Набокова – Дмитрий Владимирович Набоков. 
               
24.02.2012     Констанц     
   
Любая книга появляется на свет неслучайно – так и эта, овеянная долгими лучами незаходящей звезды Серебряного века.

Алексей Филимонов, Санкт-Петербург