Автор: Зоя Бобкова

В культурной среде Санкт-Петербурга появилось новое литературно-философское  направление – вневизм. Вот как определил его назначение организатор этого направления поэт Алексей Филимонов: «Это взгляд извне, мир идей, который вне нас и с которым мы находимся в невидимой, но теснейшей связи.  Мы развиваем идеи символизма спустя ровно сто лет после его кризиса, вослед Александру Блоку, Андрею Белому, Вячеславу Иванову, противостоя хаосу и деградации современной литературы, опираясь на традицию, ища новизну в диалогах с ней и вне ее. А в названии  аббревиатура: «взгляд ИЗ ВНЕ В Мир».

http://dompisatel.ru/pics_news/000001_02.jpg

На одно из своих заседаний 14 октября представители нового направления собрались в музее Г. Р. Державина, в Санкт-Петербурге.

    Алексей Филимонов.
    Державный дом

    Г. Г. Мартынову

     

    Теней беседа не слышна,
    но в тишине былого мира
    явилась ангелом жена,
    как ласточка среди эфира.
    Здесь истончаются века,
    и образ Бездны в кабинете
    не в силах дописать рука
    на аспидной доске столетий.
    Река народов глубока.
    Но светом горним проницает
    Мурзы алмазная строка
    сей Дом, что в вечности мерцает.

Ведущим вечера был поэт Михаил Балашов, который и организовывает литературные мероприятия в этом музее. К своим прежним формулировкам означенного направления в литературе А. Филимонов добавил: «Традиция для нас не стоячее болото, а живой отклик на образы». Он сказал, что собрались в этом месте не случайно, поскольку «нашим все» является не только А. С. Пушкин, но и Г. Р. Державин, что лирика Тютчева (по словам Ю. Тынянова) вышла именно из творчества этого  великого поэта.

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой литературы на факультете народов Крайнего Севера РГПУ им. Герцена Г. Н. Ионин помимо того, что занимается литературой народов Крайнего Севера, изучает также и творчество Г. Р. Державина. Чтобы вникнуть в суть его письменного наследия он даже писал его слова правописанием того времени. «Державин, - сказал он, - поэт другого типа, нежели Пушкин, отсюда не только Тютчев, но и поэзия мысли… Державин смешал все стили…Движение «Вневизм», если оно состоится, должно соединить в поэзии то, что до сих пор не было соединено». Он привел такой пример: сейчас по телевидению идет программа «Суд времени», там прозвучало нечто некачественное: «Иван Грозный – кровавый тиран или выдающийся государственный деятель». Тут одну правду приносят в жертву другой, но ведь в Иване Грозном был сплав  проявлений характера и поступков. И если делать телепередачи, то нужно обходиться без лукавства и лжи. Идеально, чтоб их не было ни в литературе, ни в жизни.

http://dompisatel.ru/pics_news/000001_01.jpg

Как я поняла новое направление в литературе – это соединение до сих пор несоединенного - жизнь и смерть, сон и явь, реальное и потустороннее.
Зоя Бобкова сказала немного, основная мысль заключалась в том, что «В литературе остаются, прежде всего, Имена и Произведения, а потом уже Направления». Она прочитала также стихи, которые можно условно отнести к «Вневизму».

    Сны

    Спускается ночь по таинственным тропам
    И входит в мои сновиденья.
    Болтаюсь в стакане вишневым сиропом,
    Увы, без надежд на спасенье.
    Ни глазок, ни носика, ни силуэта,
    Но все ж ощущаю себя я,
    Как результат убежавшего лета.

    Ему, молча, песню слагая,
    Перетекаю в другую реальность.
    Я здесь, но меня не увидеть,
    Я сбросила прежнего быта тональность –
    Меня никому не обидеть.

    Лишь выпить осталось до дна, до предела,
    Пусть будет от этого польза.
    Зачем мне недужное, лишнее тело?
    Я с ним не знакома. И боль за
    Меня не встряхнет поднебесье,
    Не выплеснет море на сушу,
    Я стану парить неразгаданной взвесью,
    Чужая и сыну, и мужу.

Выступали в тот вечер также Владимир Морозов, Александр Гущин, Ольга Соколова, Маргарита Токажевская и другие.