СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В НАС
Евгений Вербицкий. О веке Серебряном, светлом и близком. Статьи о классиках 20-го века, стихотворения: 2008-2014. Германия, Gesamtherstellung Edita Gelsen e.V. 2014
Новая книга Евгения Лейзерова необычна: это книга памяти поэтов Серебряного века и наших современников, тех, с кем поэт и литературовед общался лично, это Дмитрий Владимирович Набоков, сын знаменитого писателя, Ольга Бешенковская, прожившая последнюю часть жизни в Германии и другие талантливые люди.
«Серебряный век – своеобразный, уникальный период в российской словесности, когда были разрешаемы многие противоречия в области языка, стиля, концепции изложения. И совсем не случайно, что именно поэзия становилась первоисточником всех преобразований и поэты создавали мощную генерацию всевозможных «измов».
Серебряный век по мнению литературоведов заканчивается 20-30 годами XX века. Ввиду этого автор к знаменитой четвёрке – Ахматова, Мандельштам, Пастернак, Цветаева – добавил Булгакова и Набокова: Мастера и последнего представителя Серебряного века. Их творчество вносит особый колорит, звучит музыкой Поэзии» - пишет автор во вступлении, и с этим нельзя не согласиться, добавив только, что Серебряный век продолжается благодаря читателю и творчеству тех, кто ощущает его творцов живыми и близкими.
Это небольшие, но насыщенные эссе, записи докладов, стихи о трагических судьбах русской словесности, ВОСКРЕСШЕЙ И ВОСКРЕШАЕМОЙ из пепла и забвения – то, что образует единую сеть пульсации вечно живой «русской ветки» на мрамором могильных плит, по выражению Владимира Набокова.
О веке серебряном, светлом и близком,
о классиках вещих веду свой рассказ,
которых я вижу всегда – обелиском
российской словесности в значимый час!
Их Пушкин всегда был кумиром, оплотом
и песню его продолжали они
по самым глагольным да жгущимся нотам,
таким приснопамятным – в каждые дни!
И Пушкина также писательским оком
ценили, любили Булгаков, Набоков.
Серебряный век, оказавший огромное влияние на Набокова и представителей более поздней волны эмиграции – с нами, участвует в нашем диалоге с городом и миром. Автор подчеркивает эту мысль – она растворена и в особой лирической ноте книги:
По всем приметам солнечных планет
давно ты понял родственный сюжет,
что «се – поэт» прописан на челе
молитвой Господа о страждущей Земле.
09.04.2013 Констанц
Германия является одним из центров русской культуры, как это было и в набоковское время. Собираются, стягивают вещи, предметы, воспоминания – как и было предсказано Владимиром Набоковым в его первом романе «Машенька». Великий Новгород, Констанц, Санкт-Петербург, Вологда, Омск, Переделкино, Дивеево – таков путь паломничества музы Евгения Вербицкого в последние годы, его «страна стихов» (В. Набоков) и новых открытий и догадок о судьбах и поэзии классиков 20-го столетия, где светлая печаль неотделима от духовного преображения:
ПОСЛЕДНЕЕ ЭХО ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА *
Дмитрий Владимирович…
Вот и не стало Вас,
вот и расстались, родной, навсегда…
Век девятнадцатый, с Вами растаял он,
как угасает на небе звезда.
Век девятнадцатый виделся в облике:
с Папой похожи Вы были во всём.
Как же уютно за шахматным столиком –
Папиным эхом наполнен Ваш дом.
Папиным эхом, что Вы передали –
россыпь рассказов, романов и тем.
Дмитрий Владимирович…
Светлые дали,
век девятнадцатый скрылся совсем.
* 22 февраля 2012 года в Монтрё (Швейцария) умер единственный
сын Владимира Набокова – Дмитрий Владимирович Набоков.
24.02.2012 Констанц
Любая книга появляется на свет неслучайно – так и эта, овеянная долгими лучами незаходящей звезды Серебряного века.
Алексей Филимонов, Санкт-Петербург