О философии вневизма

О философии вневизма. Алексей Филимонов

Попытаться выяснить – прежде всего для себя, что же такое вневизм и каково его отражение в искусстве, а именно в жанре поэтической видеоимпровизации, меня побудили в том числе отклики на литературно-философское направление писателей старшего поколения. Хотя они представляют взаимоисключающие лагеря, штампы неприятия у них удивительно однотипны: «деды мозгами не велели и нам завещали», «да кому нужны эти направления, все уже в прошлом», «мы тут между собой поделили поляну, а ты пролезть хочешь в избранные», «мы лирические поэты, нам изыски ни к чему», и тому подобное. Однако хватит о спойлерах.

Вневизм родился как теория за десять лет до рождения видеоимпровизации, иллюстрирующей интуитивно разработанную концепцию вневизма. Взгляд извне в мир, осуществляемый при нашем участии, включающем работу пяти известных и шестое не проявленное чувство, как было заявлено в Манифесте вневизма, нашел реальное подтверждение в поэтической видеоимпровизации. Задача вневизма – цитировать бездну, то, что здесь ещё не проявлено. Обращаясь к коллективному бессознательному, как принято говорить. Я бы назвал это обращением к иному я, потому что коллективное бессознательное лично мне неведомо. Его можно познать интеллигибельно, но всё равно процессы сознания происходят внутри меня, затрагивая мою чувствительность.

Итак, процесс сочинительства есть жертва незримому началу, которое требует гармонии и совершенства, которых достигнуть невозможно. Этот инстинкт раз за разом волочить тяжеленный камень на высокую гору, откуда он неминуемо скатывается, называется творческим актом. При рождении видеоимпровизации буквально из ничего и ниоткуда стихи устремляются ритмичным потоком к записывающему устройству, на экране которого отражается сочиняющий или пространство вокруг, находящее словно на пределе своей видимости или существования в материи. Взгляд извне, стоящий за камерой смартфона, напоминает всевидящее око, транслирующее наше бытие и одновременно запечатлевающий его, а вместе с ним процесс творения.

Термин М. Хайдеггера «крайствование» передаёт состояние сочинителя, словно расщепившегося на несколько частей, существующих отдельно и в то же время созидающих в единстве. Так в процессе создания видеоролика принимают участие персоны или маски сочинителя, сочиняемого, режиссера. произносящего текст, следящего за обстановкой вокруг, редактора (предвидящего обмолвку), костюмера и так далее. Даже случайный прохожий оказывается частью сочинителя, потому что видеоимпровизация это пространство соединения разрозненных вещей, которые, казалось обычному взгляду , хаотично размещены в пространстве. Ощущение видеоимпровизатора говорит об обратном: о теснейшей связи видимого невидимого, материального и заочного, элементарного и усложнённого, микроскопического и беспредельного. Каждый человек вкраплен в это измерение не случайно, даже если он не попадает в кадр.
Невозможно понять, как рождается спонтанная непрерывная рифмованная речь, но это действо сопровождается стрессовым состоянием сочиняющего и снятие табу и ограничений обычного сочинителя на бумаге.

Роль фантазии, словно обретающей логос, в таком творчестве огромна. Чем, как не плодом воображения создателя вневизма является сочиняющий, а сам придумавший направление плод воображения извне. Такая зеркальная перекличка в амальгамах запутывает сознание, кто же является подлинным автором, зато отражает те усилия извне, которыми ткется узор с помощью наших уст. Возможности логоса и порождаемого им восторга, энтузиазма, вдохновения беспредельны при сочинительстве стихотворения перед видеокамерой. Только усталость языка физического снижает способность к сочинительству. Поток фантазии строит новый миф, новое отношение к существующему и привычному мифу, потому что он воспринимается и транслируется Другим – поэтом, обретшим неиссякаемый источник. Мифологические герои Нарцисс, Горгона, Ариадна, Одиссей, Сизиф, Тантал проявляются в неожиданном свете, выказывая противоположные качества.

Как писал М. Бахтин, речевые жанры неустойчивы, так и видеоимровизация при переложении на бумагу обезличивается, теряя индивидуальную интонацию и авторский тембр. Расстановка знаков препинания также может исказить первоначальный замысел, придать ему схематизм и ограниченность. Жанр находится в промежуточном состоянии между словом сказанным и запечатлённым, между авторским выражением и волей извне, между профанным наполнением текста и его сакральной изнанкой. Импровизации при помощи видео часто лишены ярких метафор, зато их строение более подвижно, часто они представляют единое законченное предложение из нескольких строк, то есть обладают более витиеватым и сложноподчинённым синтаксисом.

Игра в мячик на зелёном лугу (А. Белый), живая связь наивности и чувственности (А. Пушкин) творят миф видеоимпровизации на основе христианского Логоса.

11-14  марта 2024

На фото создатель игры баскетбол Джеймс Нейсмит с женой, 1928

Продолжение следует.